НАУКА И ОТКРОВЕНИЕ В ГАУДИЯВЕДАНТЕ
Д.Н. Попов
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Долгопрудный, Россия popovdnik@gmail.com
Ключевые слова: откровение, наука, гаудияведанта, сакральное, обыденное, модель диалога, модель независимости
Страницы: 127-143
Аннотация
В исследовании производится реконструкция позиции философской школы гаудияведанты по проблеме соотношения знаний откровения и знаний науки. Свойственные индийской философии, и в особенности веданте, небинарная логика и стратификация реальности позволяют предположить наличие более сложной позиции, выходящей за рамки дихотомии модернизма и традиционализма, т.е. отвержения авторитета знаний науки и откровения. Наличие сакрального и повседневного уровней реальности (парамартхика, вьявахарика) и знания (парамавидья и апаравидья) помогает реконструировать сочетание различных моделей соотношения откровения и научного знания. На уровне сакрального знания проявляются отношения по модели независимости или по модели конфликта (главным процессом гаудияведанты является внутренняя трансформация, а объектом - трансцендентный звук откровения, неподвергаемый сомнениям и эмпирическому анализу), а на уровне повседневной реальности проявляются отношения по модели диалога через вариативное толкование (вопросы истории, медицины, астрономии, биологии, географии), но без отрицания положений откровения, в отличие от либеральной теологии.
DOI: 10.15372/PS20240210 |