Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.14.6.194
    [SESS_TIME] => 1714153375
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 489009c7602a6e46189cdd29c0bbf1a8
    [UNIQUE_KEY] => c25ec9c6a32de9733cf43974e7280daf
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия науки

2022 год, номер 1

МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ФИЛОСОФИИ Р. ДЕКАРТА: ЕЕ НАЛИЧИЕ В ТРАКТОВКЕ СООТНОШЕНИЯ УМА ЧЕЛОВЕКА И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЕГО МОЗГА

В.П. Горан
Института философии и права СО РАН, 630090, Новосибирск, ул. Николаева, 8
goran@philosophy.nsc.ru
Ключевые слова: Декарт, философия, бестелесная субстанция, телесная субстанция, ум человека, человеческий мозг, бог, объективный идеализм, иррационализм, материализм
Страницы: 3-20

Аннотация

Зафиксировано, что Декарт утверждал непосредственное поступление в ум человека телесных движений из его нервной системы. Признав также управление телом человека со стороны его бестелесного ума, а также пространственную локализацию ума в структуре телесного человеческого мозга, Декарт фактически игнорировал свое же утверждение о самостоятельном, причем субстанциальном, статусе ума по отношению к телу человека, а стало быть, и об их совершенной обособленности друг от друга. Выявлено наличие у Декарта фактической приверженности непосредственно позиции, состоящей в том, что мышление есть проявление функционирования конкретной части телесного мозга человека. Тем самым установлено присутствие у философа не только объективно-идеалистической, но и материалистической составляющей в трактовке соотношения ума человека и функционирования его мозга. Сделан также вывод, что Декарт сознавал наличие этой материалистической составляющей в его произведениях. Ибо, страшась инквизиции, он излагал соответствующие свои взгляды так, чтобы эта составляющая не только не демонстрировалась явно и отчетливо, но напротив, оставалась максимально завуалированной для читателя, в том числе и параллельными заявлениями о приверженности философа объективно-идеалистической позиции в форме веры в христианского бога.

DOI: 10.15372/PS20220101
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину