|
|
Array
(
[SESS_AUTH] => Array
(
[POLICY] => Array
(
[SESSION_TIMEOUT] => 24
[SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
[MAX_STORE_NUM] => 10
[STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
[STORE_TIMEOUT] => 525600
[CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
[PASSWORD_LENGTH] => 6
[PASSWORD_UPPERCASE] => N
[PASSWORD_LOWERCASE] => N
[PASSWORD_DIGITS] => N
[PASSWORD_PUNCTUATION] => N
[LOGIN_ATTEMPTS] => 0
[PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
)
)
[SESS_IP] => 18.218.95.236
[SESS_TIME] => 1732180469
[BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
[fixed_session_id] => f565e1ad5cf0e9e2ae2b8fe25e2ef42a
[UNIQUE_KEY] => e69b0077d9cfe9003a49cdc6f2a66874
[BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
(
[LOGIN] =>
[POLICY_ATTEMPTS] => 0
)
)
2019 год, номер 4
Е.В. Кудряшова, С.Э. Сорокин
Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия e.kudryashova@narfu.ru
Ключевые слова: университет, предпринимательский университет, третья миссия, образование, "тройная спираль", university, entrepreneurial university, third mission, education, "triple helix"
Страницы: 5-19
Аннотация >>
Введение. Рассматривается модель «предпринимательского университета» как направление трансформации образовательных организаций высшего образования в Российской Федерации на современном этапе. Методология и методика исследования. Анализируются теоретические подходы к пониманию сущности, основных характеристик «предпринимательских университетов», предлагаемые зарубежными и отечественными учеными. Фокус исследования направлен на проблемы адаптации зарубежного опыта к условиям российской системы образования. Рассмотрение проблемы ведется через призму теории «третьей миссии» университетов, связанной с активной ролью университетов в жизни общества. Результаты исследования. Дается обзор основных теоретических подходов к сущности предпринимательских университетов, особенностей их функционирования. Рассматриваются зарубежный и российский опыт создания университетов предпринимательского типа, полученные эффекты и достигнутые результаты. Заключение. Делаются выводы о факторах, определяющих выбор университетом модели «предпринимательского университета» как ориентира трансформации. К ним авторы относят наличие инновационного и экономического потенциала в регионе его местонахождения, заинтересованность органов власти, бизнеса и производства во взаимодействии с университетом, готовность коллектива и руководства университета к новым подходам к деятельности, исходя из принципов предпринимательского университета. Выделяются проблемы, стоящие на пути развития «предпринимательских университетов» в нашей стране: отсутствие опыта подобной деятельности у коллективов и руководства университетов, взаимная неготовность к сотрудничеству со стороны университетов и сферы бизнеса, рамки существующей системы управления и финансирования университетов. Предлагаются пути преодоления этих ограничений.
DOI: 10.15372/PHE20190401 |
А.А. Изгарская1,2, М.В. Изгарская2
1Новосибирский военный институт имени генерала армии И. К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, Новосибирск, Россия aizgarskaya@gmail.com 2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия izgarskayam@gmail.com
Ключевые слова: миросистема, система образования, отечественная педагогика, творчество, неравенство, периферизация, "геокультура" (И. Валлерстайн), сравнительное образование, world-system, education system, domestic pedagogy, creativity, inequality, peripheralization, "geoculture" (I. Wallerstein), comparative education
Страницы: 20-36
Аннотация >>
Введение. Статья посвящена проблеме развития человеческого капитала в современной миросистеме и России. Успех общества во многом зависит от того, какие возможности для развития и творческой самореализации есть у его членов. Однако современная миросистема иерархична и неравенство возможностей является одной из характеристик социальных отношений как внутри отдельных обществ, так и в системе в целом. Существующие системы образования отражают это неравенство. Авторы обращают внимание на противоречия развития отечественной системы образования в постсоветский период, задают вопрос об объективных причинах наблюдаемых в ней изменений в сфере реализации задач развития человеческого капитала. Методология и методика исследования. Теоретические разработки миросистемного подхода (И. Валлерстайн) были использованы в качестве методологии исследования. Авторы указывают на преимущества этого подхода в сравнении с теорией модернизации и базовыми, общими постулатами теорий глобализации. Авторы утверждают, что результаты исследований в области сравнительного образования, полученные на основе миросистемного подхода, не противоречат результатам и могут быть дополнены данными теории мировой культуры (Дж. У. Мейер) и теории деколонизации (У. Д. Миньоло, Дж. Керр, Сауза Сантуш Б. ди, К. Беннетт). Результаты исследования. В 1980-е гг. на основе миросистемного подхода было сформировано направление, изучающее проблемы в области сравнительного образования (Р. Ф. Арнов, Т. Дж. Гриффитс, М. Деметер). Авторы статьи осуществляют систематизацию основных положений данного направления, опираясь на идеи И. Валлерстайна о наличии неравенства субъектов в миросистеме, обострении классового конфликта и кризиса современного мироустройства. Используя полученные результаты, авторы описывают ситуацию, сложившуюся в российском образовании. В статье утверждается, что после распада СССР в России формируется система образования, которая отражает и закрепляет как неравенство внутри общества, так и положение российского общества на периферии миросистемы. Заключение. Периферизация российской экономики обусловливает процесс постепенной периферизации российского образования. Заимствование западных образцов образования без их должного финансирования и отказ от отечественных педагогических традиций ведет российскую систему образования не к развитию, а трансформации, ограничивающей становление человеческого капитала до уровня возможностей периферии, а именно: «квалифицированного потребителя», но не «человека-творца».
DOI: 10.15372/PHE20190402 |
М.Н. Кокина
Алтайский государственный медицинский университет Минздрава России, Барнаул, Россия Kokina_MN@mail.ru
Ключевые слова: культурология, конституционная, правовая культурология, правовая культура, конституционная культура, «Свое» и «Чужое» в правовой культуре, правовое образование, culturology, legal culturology, constitutional culturology, legal culture, constitutional culture, «Own» and «Alien» in legal culture, legal education
Страницы: 37-52
Аннотация >>
Введение. Вопросы российской правовой и конституционной культуры приобретают актуальность с конца ХХ в. и начала XXI в. в связи с нарастанием международно-правовых проблем, а также со сложностью национально-правовых конституционных проблем внутри федеративного государства. Методология и методика исследования. Осуществление социально-философского анализа вопросов правовой и конституционной культуры с позиций правового и культурологического знания применительно к вопросам самоидентификации российской правовой и конституционной культуры. Результаты исследования. Осуществлен социально-философский анализ формирования общей культурологии в ХХ в., дифференциации современной культуры на антропологическую и социальную. Показано, что в социальной культуре развиваются такие отраслевые направления, как политическая, правовая культура. В правовой культуре формируется ее сущностная составляющая - конституционная культура. Знание закономерностей правовой и конституционной культуры имеет большое значение в решении национально-правовых проблем федеративного государства, в том числе России. Кроме того, обозначенная проблема имеет значение на уровне международно-правовых отношений, позволяет выявлять специфику национально-правовых культур разных стран, находить пути оптимальных взаимодействий и сотрудничества государств при решении общих международных и глобальных проблем. Автором показана общая проблема «Своего» и «Чужого», примененная к правовой и конституционной культуре. Достижения в познании философско-правовых, теоретико-правовых и прикладных юридических проблем правовой и конституционной культуры следует включать в учебные дисциплины правового образования. В качестве отдельных тем рассмотрены вопросы нового интегративного направления: правовой и конституционной культурологии. Заключение. Изучение вопросов правовой и конституционной отечественной культуры должно опираться на фундаментальные правовые и культурологические знания, а полученные наиболее важные результаты следует своевременно включать в профессиональное юридическое образование.
DOI: 10.15372/PHE20190403 |
О.И. Баркова1, В.А. Власов2,3, А.А. Тамаровская4
1Юридическая компания «Антикризисный центр», Красноярск, Россия bo1112@ya.ru 2Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия vav.70@mail.ru 3Сибирский юридический институт МВД России, Красноярск, Россия 4ОАО «Красцветмет», Красноярск, Россия 2850084@mail.ru
Ключевые слова: воспитание, визуальная культура, визуальная метафора, симулякр, медиасубъект, медиа-объект, PR, брендинг территорий, education, visual culture, visual metaphor, simulacrum, media subject, media object, territory branding
Страницы: 53-66
Аннотация >>
Введение. Одной из актуальнейших проблем в процессе осуществления социокультурной деятельности в современном гражданском обществе является создание и продвижение культурного образа отдельных субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, именуемое в научной доктрине «территориальным брендингом». Формирование эстетического вкуса в этой сфере связано с проблемой отношения к видеоконтенту - источнику символических ресурсов современного общества. Неограниченные национальными рамками возможности воздействия языка видеообразов на подсознание активно используются в территориальном брендинге. Постановка целей активного вовлечения человека в мир фотографии, создания им позитивного пространства своей территории, усвоения практических навыков и умений культурно-досугового творчества требует от философии образования и воспитания осмысления, обсуждения и уточнения форм и методов привития визуальной культуры на базе образов, символов и приемов, основанных на традиционных ценностях отечественной культуры. Соответственно, наличие в современных реалиях у соответствующей территории собственного бренда станет одним из основных условий не только качественного развития, но и реализации ее наличного культурного потенциала. Методология и методика исследования. С точки зрения социально-ориентированных эстетических подходов рассматриваются стратегии пропаганды и технологии «мягкой силы» с позиции способности оказывать консолидирующее воздействие на общественное сознание и расстановку ценностных приоритетов. На основе теории визуальности Аристотеля, Лейбница, Гуссерля, П. А. Флоренского, а также французских философов постмодернистов Ж. Дерриды, Ж. Бодрийяра, Ж.-Ф. Лиотара, М. Фуко и др. исследуются элементы визуальной культуры (метафора, пропаганда, симулякр, визуальные образы, функции и цели манипулятора и др.). Результаты исследования показали, что, поскольку при помощи распространяемых на определенную аудиторию посредством технологических машинных средств зрительных образов, можно быстро и эффективно придавать нужный имидж личностям, сообществам и территориям, изобразительная среда приобретает способность как интегрировать, так и дезинтегрировать общество. Любое общество можно условно разделить на его активную и пассивную части. Человек, создавая и «потребляя» видео-образы, может выступать активно, творчески - как медиасубъект (субъект информационной политики) или пассивно, потребительски - как медиа-объект (объект информационной политики). В этой связи территориальное локальное сообщество правомерно рассматривать в качестве коллективного медиа-объекта. Отсюда одной из важнейших задач для образования представляется определение типа медиа-аудитории как объекта воспитания (воздействия). Если аудитория пассивна, то существует необходимость проведения анализа причин пассивности, поскольку преимущественно пассивная аудитория не способна распознать манипулирование своим сознанием и поглощает контент, подготовленный коммуникатором, не задумываясь о его метафорических смыслах. Заключение. Исследование показало, что, воспитывая определенные вкусы в области визуальной сферы, можно как укреплять, так и разрушать связи между людьми. Зрительные образы, включающие символические ресурсы общества, необходимо использовать для позитивного брендинга территории, консолидируя массовое сознание вокруг образов, содержащих значимые символы. Именно на эту сферу в дальнейшем должна быть распространена охрана права на достоинство личности, социума и его территории.
DOI: 10.15372/PHE20190404 |
О.П. Карнаухов
Барнаульский юридический институт МВД России, Барнаул, Россия karnauhov.Oleg@bk.ru
Ключевые слова: системно-синергетический подход, эпоха глобализации, социально-философское образование, порядок и хаос на разных уровнях социума, виды социального порядка, виды социального хаоса, system-synergetic approach, the era of globalization, socio-philosophical education, order and chaos at different levels of society, types of social order, types of social chaos
Страницы: 67-82
Аннотация >>
Введение. Познание общества и сложнейших социальных преобразований в эпоху глобализации требует применения адекватной теоретико-методологической основы, соответствующего понятийного аппарата, с помощью которого возможно познание специфики социальных процессов в начале XXI в. Методология и методика исследования. В качестве основного применен системно-синергетический подход к познанию глобализирующегося общества. Обоснована необходимость его использования в философском образовании для подготовки современных специалистов социогуманитарного профиля (теоретиков и практиков). Результаты исследования. Раскрыто содержание системно-синергетического подхода, связанных с ним методов современного социально-философского познания. Показана важная роль результатов научно-философского познания глобализирующегося социума на базе системно-синергетических закономерностей. Актуальное значение имеют результаты таких исследований в социально-философском образовании, поскольку современные специалисты-гуманитарии должны уметь в теории и на практике решать проблему выхода общества из кризисных состояний, определять пути общей стабилизации социальной жизни на разных уровнях организации: от отдельных сфер жизни страны до решения важнейших общегосударственных задач, международных и глобальных проблем сохранения социосферы. Представлены авторские результаты исследования специфики понимания порядка и хаоса в эпоху глобализации. Выделены разные виды порядка в обществе: сбалансированный устойчивый порядок и дисгармоничный неустойчивый социальный порядок, а также их разновидности. Показана двойственность видов социального хаоса: организационно-созидающего и деформационно-разрушающего, также выявлены их разновидности. Определены возможные формы отношений разных видов порядка и хаоса в обществе. Исследована специфика проявления системно-синергетических закономерностей на разных уровнях организации общества (надгосударственном, государственном и внутригосударственном). Обоснована значимость социально-философского анализа системно-циклических, синергетических и иерархических взаимодействий с помощью триады категорий «порядок - беспорядок - хаос» на разных уровнях организации социосферы в условиях глобализации. Заключение. Использование системно-синергетического подхода в социально-философском познании и образовании позволит будущим профессионалам глубже понять сложнейшие социальные преобразования общества в эпоху глобализации.
DOI: 10.15372/PHE20190405 |
И.В. Яковлева1, Г.Н. Глиос2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Алтайский государственный медицинский университет, Барнаул, Россия gglios@mail.ru
Ключевые слова: инновационные подходы, традиционные подходы, соотношение, взаимосвязь, философия образования, аксиология образования, innovative approaches, traditional approaches, proportion, interconnection, philosophy of education, axiology of education
Страницы: 83-93
Аннотация >>
Введение. В статье рассмотрены взаимосвязь и соотношение ценностно-ориентированных аспектов инновационных и традиционных подходов для становления современной парадигмы российского образования с целью выявить исходные определения и исследовать новые формы, пути и условия организации и саморегулирования образовательной деятельности. Методология и методика исследования. Анализ образовательных технологий (традиционных и инновационных) мы осуществляем на основе образовательно-аксиологической методологии, раскрытия понятийного каркаса традиционных и инновационных образовательных подходов, а также философско-аксиологической интерпретации понятий «соотношение» и «взаимосвязь». Рассмотренный понятийный каркас может представлять интерес как в плане научно-философского анализа социокультурной ситуации в России, так и в плане организации системы образования в неблагоприятных модернизационных условиях. Результаты исследования. Показано, что интеграция инновационных и традиционных подходов в образовании возможна с установлением оптимальных соотношений и взаимосвязи между данными процессами, обусловленными глобализацией образования, коммерциализацией образовательной системы, возникновением новых функций и форм социо-научно-образовательной деятельности. Выделены варианты и направления соотношения и взаимосвязи традиций и новаций, которые в российском образовании пока с большой степенью вероятности носят приспособительный или амортизационный характер между целеполаганием, требованиями и деятельностью реформаторов системы образования. Заключение. Сочетание инновационных и традиционных подходов, на наш взгляд, представляет собой успешное решение образовательных проблем, в случае если не рассматривать их как взаимоисключающие категории. Главной задачей является необходимость аксиологического определения наиболее значимых особенностей развития этой образовательной системы или отдельного учреждения. Одной из ключевых инновационных проблем является разработка вариантов интеграции, обусловленных глобальным, государственным или локально-социальным заказом на образование.
DOI: 10.15372/PHE20190406 |
Н.В. Тарасова1, К.В. Тарасова2
1Федеральный институт развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва, Россия n_v_tarasova@mail.ru 2Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия kvtarasova@mail.ru
Ключевые слова: компетенции XXI в, метапредметные образовательные результаты, оценка, реформа школы, competencies of the XXI century, metasubject educational results, assessment, school reform
Страницы: 94-113
Аннотация >>
Введение. Исследование основано на сравнительном анализе образовательной политики в части реформирования системы образования в пяти странах: Китайской Народной Республике (КНР), Японии, Сингапуре, Тайване, Южной Корее. Все пять обществ относятся к числу наиболее развитых экономик и, следовательно, одними из первых приняли вызовы XXI в. Все без исключения системы претерпели значительные, существенные и комплексные реформы образования, которые продолжаются и сейчас. Эти страны были выбраны за их подход к школьным реформам: они начинаются с понимания происходящих изменений в обществе, смотрят в будущее и развивают устремления в будущее. Обсуждаются особенности проведенных в последнее десятилетие реформ в области образования в каждой из стран, а также компетенции, которыми должен обладать учащийся, получивший среднее образование для того, чтобы успешно жить и работать в XXI в., новой цифровой эре. Таким образом, реформы образования в рассмотренных странах Азии представляют собой особую «желательную модель» образования, что может представлять особый интерес для российских исследователей. Цель - представить опыт стран Центральной и Восточной Азии в области создания и реализации модели компетенций XXI в. для учащихся ступени основного общего образования. Методология и методика исследования. В основе работы лежат компаративистский и системный подходы, делающие возможным анализ предмета исследования как целостной развивающейся структуры, встроенной в другие системно-структурные теоретические методы: анализ и синтез литературы по проблеме исследования, сопоставление, обобщение, сравнение и систематизация полученных данных. Результаты исследования. На основе анализа современных научных исследований, рамочных, законодательных документов и учебных программ описаны основные формируемые компетенции и навыки у учащихся в процессе обучения в странах Центральной и Восточной Азии. Заключение. Проведенное исследование позволило сделать выводы о модели компетенций XXI в. для учащихся ступени основного общего образования в странах Центральной и Восточной Азии. При этом в каждой из стран внедрение модели потребовало реформирования и значительных изменений в области образования как на институциональном уровне, так и на уровне школ. Проведенное исследование имеет большое теоретическое значение, прежде всего, для руководителей в области образования, а также исследователей и педагогических работников. Анализ опыта зарубежных стран позволяет выбирать наиболее эффективные подходы к школьным реформам и внедрять их с учетом российской действительности.
DOI: 10.15372/PHE20190407 |
А.В. Хлебалин
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия sasha_khl@mail.ru
Ключевые слова: университетский канон, "культурные войны", "научные войны", научная рациональность, аксиология образования, university canon, "cultural wars", "scientific wars", scientific rationality, axiology of education
Страницы: 114-124
Аннотация >>
Введение. «Научные войны», разгоревшиеся в области философии науки, - одно из наиболее ярких явлений в истории гуманитарных и социальных дисциплин последних десятилетий. Обсуждавшиеся в ходе их вопросы касались разнообразных аспектов научной рациональности, методологии научных исследований, практики преподавания соответствующих дисциплин. Фактически с момента возникновения «научные войны» включали вопросы политики и практики организации высшего образования, его аксиологической характеристики. Содержание этих дебатов позволяет рассматривать «научные войны» в качестве продолжения и развития «культурных войн» за сохранение канона как аксиологической и идеологической основы университетского образования в США. Методология и методика исследования. Тема исследования предполагает использование культурно-философского подхода, позволяющего на основе анализа дискурса «культурных» и «научных» войн представить как культурно-идеологическую борьбу за аксиологическое содержание университетского образования в США. Результаты исследования. Проведенный анализ содержания дискурса «культурных» и «научных» войн, а также их динамики позволил прийти к выводу о том, что дебаты о стандартах и ценностях научной рациональности, осуществляемые в ходе «научных войн», должны рассматриваться как новый этап развития «культурных войн», связанных с противостоянием консервативных и либеральных идеологий организации университетского образования, касающегося вопросов аксиологической, культурной и политической функции университетского образования в США. Заключение. Глубокая интеграция университетского образования в политическую и культурную жизнь США обусловливает «политическую ангажированность» академических дебатов о культурно-идентифицирующей и аксиологической роли содержания университетских дисциплин. Частным проявлением этой особенности являются «культурные» и «научные» войны.
DOI: 10.15372/PHE20190408 |
Д.В. Ушаков
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия ushakovdmitrii@mail.ru
Ключевые слова: образование, Россия, Монголия, сотрудничество, импорт, язык, студенты, приоритеты, профессии, вузы, education, Russia, Mongolia, cooperation, import, language, students, priorities, professions, Universities
Страницы: 125-137
Аннотация >>
Введение. Долгосрочное стратегическое партнерство России и Монголии в духе взаимовыгодного сотрудничества в разных областях политики, экономики, социальной и культурной сферах значительно усиливает потребность в подготовке высококвалифицированных профессиональных кадров. Значимость развития образовательного сотрудничества между Россией и Монголией заключается в необходимости подготовки специалистов для продвижения новых производственных технологий, совместных бизнес-проектов, а также в налаживании механизма воспроизводства групп трансляторов языка и культуры для сопредельных территорий в будущей перспективе. Методология и методика исследования. В основу общей методологической базы исследования положен системно-генетический подход, согласно которому система образования представлена как многоуровневое, структурированное целостное явление, развивающееся как во внутренних взаимосвязях, так и в связи с внешней средой. Исследование проведено при помощи аналитического метода, диалектической логики, принципа единства логического и исторического; конкретных методик: анализа статистических данных и документов, массовых социологических опросов, личных наблюдений, экспертных опросов. Результаты исследования. Сложившийся характер образовательного сотрудничества России и Монголии сегодня требует корректировки, необходимо прислушиваться к идеям и целям партнеров. Это невозможно без получения данных о структуре потребностей, содержании образовательного процесса, организационных особенностях, определения вектора и возможных направлений взаимодействия в дальнейшем. В статье рассматриваются приоритеты потребностей Монголии в профессиональной подготовке специалистов по отдельным отраслям экономики в целом и исходя из специфики разных регионов в частности. Проблемы развития русского языка на территории Монголии связаны с привлекательностью получения образования в России и деятельностью РЦНК (Российского центра науки и культуры) и его филиалов в Монголии. Анализ полученных данных позволяет сформулировать актуальные предложения по сотрудничеству в сфере импорта образования. Заключение. Сделан вывод о связи актуальности изучения языка с получением профессии и возможностей дальнейшего трудоустройства монгольской и российской молодежи.
DOI: 10.15372/PHE20190409 |
О.Ю. Порошенко
Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань, Россия olgaporo@mail.ru
Ключевые слова: педагогическая антропология, педагогический персонализм, экзистенциальная педагогика, экзистенциальный персонализм, В«глубиннаяВ» психология, мужество, смысл жизни, pedagogical anthropology, pedagogical personalism, existential pedagogy, existential personalism, В«deepВ» psychology, courage, meaning of life
Страницы: 138-152
Аннотация >>
Введение. В статье описываются результаты исследования, посвященного проблеме поиска новых концептуальных философско-антропологических подходов для разработки современных педагогических технологий, адекватных «ситуации человека» в современном мире. Необходимость исследования и описания новых фундаментальных оснований в современной педагогической антропологии как разделе гуманитарного знания связана с нарастанием глубинных социально-психологических проблем личности и общества в эпоху глобализации. Методология и методика исследования. Существующие на сегодняшний день рационально-индивидуалистическая и социально-коллективистская парадигмы в гуманитарной науке, в частности педагогике, не решают глубинных экзистенциальных проблем, связанных с раскрытием «внутреннего мира» современной личности как на Западе, так и в России. Однако разработанные в XX в. концепции экзистенциализма и персонализма могут быть применены для решения современных задач в рамках педагогической антропологии. Результаты исследования. В результате исследования определена предметная область экзистенциального подхода в педагогическом персонализме, в рамках которого можно обсуждать смену идеологии фрагментарного индивида общества потребления на новые перспективы идеологии целостной личности общества знания. Заключение. На основе анализа концепций экзистенциальной феноменологии и логотерапии в статье делается вывод о том, что в рамках экзистенциальной версии педагогического персонализма в современной российской педагогике можно расширить и дополнить технологии мыследеятельностного и системного подходов так называемым «пятым измерением» - измерением глубины внутреннего мира личности с такими характеристиками, как уникальность, субъективность, смыслополагание, целостность с целью формирования «многомерной личности», способной противостоять «вызовам» современного техногенного общества и индивидуалистской культуры.
DOI: 10.15372/PHE20190410 |
Н.С. Жданова, А.В. Екатеринушкина, Ю.С. Антоненко
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: ценностные ориентации, культура, памятники архитектуры, историческое наследие, методика обучения будущих дизайнеров, value orientations, culture, architectural monuments, historical heritage, methods of teaching future designers
Страницы: 153-162
Аннотация >>
Введение. Культурная интеграция влияет на развитие современной цивилизации. В свете глобальных проблем политики, экономики, социальной жизни и культуры возрастает интерес к сохранению, возрождению архитектурно-исторического наследия страны. Это требует постоянного выявления исторических, культурных, ценностных закономерностей и тенденций их дальнейшего развития. Этот процесс имеет определяющее значение в образовании молодого поколения. Методология и методика исследования. Исследование направлено на реализацию методики формирования ценностных ориентаций будущих дизайнеров посредством изучения архитектурно-исторического наследия страны. Методологическую основу составили научные работы Н. С. Ждановой, О. М. Веремей, Ю. В. Соколова, И. К. Белоярской, Г. И. Саганенко, А. В. Кирьяковой, А. В. Екатеринушкиной, Ю. С. Антоненко и др. Историко-культурное и эстетическое направление исследования ориентировано на труды В. А. Суровцева, Ю. А. Чайка, Л. Г. Аверкиевой, К. Е. Мамаловой. Результаты исследования. Авторами подчеркивается важность процесса воспитания патриотических и художественно-эстетических ценностей как основы мировоззрения молодежи, особенно когда идет речь о признании гражданской идентичности, толерантности, сохранении исторических традиций. Одним из эффективных путей, по мнению авторов, является приобщение студентов к исследованию исторических памятников архитектуры. Разработанная методика направлена на реализацию ценностно-ориентированного деятельностного подхода, в основе которого лежит исследовательский компонент, обеспечивающий сохранение, возрождение, реконструкцию и модернизацию существующих сооружений или утерянных памятников архитектуры. Такое обучение приводит к очевидному опредмечиванию теории и ее связи с общественной практикой, к поэтапному формированию ценностных ориентаций через знакомство, понимание и принятие ценностей как своих. Формирование ценностных ориентаций может осуществляться при изучении различных по назначению памятников архитектуры: культовых, дворцовых, общественных, жилых, производственных и пр. При выборе объекта исследования одним из главных критериев выступает его историческая значимость или художественные достоинства. За эти годы со студентами было выполнено несколько десятков объектов, в рамках настоящей статьи представлен опыт исследования Дома Пашкова в Москве. Заключение. Проведенное авторами исследование подтвердило, что архитектура является благодатной исследовательской темой и эффективным средством формирования ценностных ориентаций студентов - будущих дизайнеров.
DOI: 10.15372/PHE20190411 |
Л.А. Елизова
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия milaivanova86@yandex.ru
Ключевые слова: образование, воспитание, формально-государственный подход, социально-патриотический подход, education, upbringing, formal-state approach, social-Patriotic approach
Страницы: 163-173
Аннотация >>
Введение. Одними из важных характеристик отечественной системы образования являются тесная связь и обусловленность учебных и воспитательных задач. Этот аспект, по мнению автора, приобретает особую значимость в Военно-инженерном институте, где обучаются курсанты, по определению являющиеся защитниками Отечества. Исследуя проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели гуманитарных дисциплин в курсантской среде, мы ставим целью проанализировать практики преподавания социогуманитарных дисциплин, свидетельствующих о том, что эффективность усвоения материала курсантами технических вузов тесным образом связана с процессом воспитания. Методология и методика исследования. В основе исследования лежит диалектический метод, позволяющий выявить соответствующие внутренние и внешние противоречия, а также специфику изучаемых процессов. С одной стороны, мы обсуждаем формально-государственный подход к проблемам образования и воспитания, а с другой - социально-патриотический, включающий в себя различные методы. Результаты исследования. Автор подчеркивает, что результатом воспитания курсантов является сформированный человек, патриот своей Родины. Обращается внимание на ведущие методологические подходы, способствующие пониманию сущности и целей процесса образования и воспитания курсантов. Акцентируется внимание на специфике вхождения отечественного гуманитарного образования в современный мировой дискурс. Автор указывает, что принципиальную роль в оптимизации этого процесса играет использование достижений российской педагогической мысли и отечественных образовательных традиций. Заключение. В процессе формирования глобального образовательного пространства необходимо сохранить отечественное образование как самодостаточную систему. Эффективность подобных процессов напрямую связана с уровнем преподавания гуманитарных дисциплин в военно-инженерной среде.
DOI: 10.15372/PHE20190412 |
|