Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 34.230.9.187
    [SESS_TIME] => 1642776319
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 52f148757d5615ef1d4844bdf6d90791
    [UNIQUE_KEY] => fdc9366e68c32e1cb39c3e845666eb5a
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2018 год, номер 3

О ПОНЯТИИ В«ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ» И ПУТЯХ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ У МОЛОДЕЖИ

С.В. Иванова, Л.С. Пастухова
Институт стратегии развития образования РАО, Россия, 105062, г. Москва, ул. Макаренко, 5-16
isv2005@list.ru
Ключевые слова: гражданская идентичность, междисциплинарность, воспитание, социальные проекты, молодежь, civil identity, interdisciplinarity, education, social projects, youth
Страницы: 3-18
Подраздел: ЦЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ И ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация

В подростковом и юношеском возрасте закладывается отношение к Родине, обществу, начинают осваиваться социальные практики, формируется инициативность и ответственность. Наш 15-летний опыт проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое развитие российских территорий «Моя страна - моя Россия» (2003-2018 гг.) демонстрирует, что гражданская идентичность как явление динамичное и одновременно сложное формируется в молодом человеке в процессе приобретения им гражданского опыта - опыта участия в жизни своей страны, регионов (городов и сел), местных сообществ. В этой части и обществу, и государству важно не упустить шанс «воспитать ответственного и инициативного гражданина», сформировать гражданскую идентичность подростка и молодого человека. Это и актуализирует особые задачи перед системой образования и государственной молодежной политикой. В статье представлен анализ подходов к определению понятия «гражданская идентичность» как личностного качества, необходимого для формирования у подрастающего поколения, а также авторский взгляд на пути ее формирования. Методология и методика исследования. При подготовке материалов статьи применялись методы анализа научных источников, контент-анализа социальных проектов молодежи, качественного анализа педагогической практики. Эмпирической базой стали результаты нескольких конкурсных мероприятий: Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна - моя Россия» (2003-2018 гг.), Конкурса по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся (2017 г.), а также данные социологического опроса авторов молодежных проектов, проведенного осенью 2017 г. (количество респондентов составило 1 004 человека). Результаты исследования. Научная новизна статьи состоит в том, что в ней представлен авторский взгляд на понятие гражданской идентичности подрастающего поколения на основе междисциплинарного анализа подходов к понятию и изучения педагогической практики. Анализ работ по проблеме исследования показал, что в науке сложилось несколько основных направлений относительно понимания сущности и структуры гражданской идентичности личности. В исследовании за основу взято понимание, что формирование гражданской идентичности протекает в трех аспектах: этническом, общероссийском и общекультурном. На основе анализа широкого спектра источников определено понятие гражданской идентичности как ключевое социокультурное и мировоззренческое качество личности, проявляющееся в сознательном принятии личностью своей принадлежности к определенному государству, его социально-правовой системе и культуре, к самоотождествлению себя с носителями определенного мировоззрения, нравственных принципов, образа мышления и поведения. Заключение. Вопрос формирования гражданской идентичности подрастающего поколения ставится в исследовании как вопрос воспитания, осуществляющегося в процессе реализации практик передачи социокультурного опыта и активизации межпоколенческих связей. В нашем случае такими практиками выступают социально значимые молодежные проекты Всероссийского конкурса «Моя страна - моя Россия». Статья имеет и практическую значимость, поскольку в ней показаны возможности для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения, что важно в педагогической и управленческой практиках руководителей и специалистов системы образования и молодежной политики.

DOI: 10.15372/PHE20180301