A. D. Simonov, T. I. Mishenko, N. A. Yazykov and V. N. Parmon
G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail: A. D. Simonov@catalysis.nsk.su
Страницы: 277-284
In the present work, some data on catalytic combustion of one of the most widespread vegetative remainders – rice husk are adduced. The rice husk is used not only as a fuel, but also as a source of silicon for semiconductor industry, the synthesis of silicon carbides and silicon nitrides, etc. We studied the rice husk oxidation in the vibrofluidized bed of either a catalyst or an inert material in conditions allowing to reproduce with an adequate accuracy the data on scraps combustion in the dense and unloaded phase of the fluidized bed. It is found that the process of the rice husk combustion is localized completely in the bed of the catalyst. In the bed of an inert material the process occurs in a space above the bed; consequently, exhausts contain a fair quantity of CO. Studies on solid products of the rice husk combustion have shown that their texture is determined mainly by silica, which is contained in rice husk as amorphous silica SiO2 ×nH2O. The adsorption ability of these solid products in respect to methylene blue (MB) is investigated. With increasing the process temperature, the value of limiting MB adsorption by the solid products passes through a maximum at the process temperature 600 °C. It is found that the values of the limiting MB adsorption for the solid combustion products in the bed of the catalyst exceed those for solid products obtained in the bed of an inert material. Under discussion are also some distinctions of the process of rice husk processing in the vibrofluidized beds of either catalyst or inert material.
О. В. Поляков, А. М. Бадалян, М. В. Калетина, В. И. Белый, А. С. Занина*, С. И. Шергина*, М. С. Шварцберг*
"Институт неорганической химии СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 3, Новосибирск 630090 (Россия) *Институт химической кинетики и горения СО РАН, ул. Институтская 3, Новосибирск 630090 (Россия)"
Предложена и обоснована новая методика определения показателей кислотности рKd в рядах однотипных комплексообразующих органических соединений, базирующаяся на определении энергий электронных переходов в соответствующих металлокомплексах. Методика апробирована на -дикетонах R1–CO–CH2–CO–R2, где R1, R2 алкильные и фторалкильные группы, обладающие различным идукционным эффектом. Апробация методики на дикетонах с известными значениями констант кислотной диссоциации показала возможность достижения точности в интервале 0.10.05 рKd. Разработанная методика использована для установления ряда кислотности и оценки значений констант кислотной диссоциации десяти синтезированных метокси--дикетонов. Она также может быть применена для прогнозируемого выбора исходных веществ в технологии осаждения пленок при совмещенном синтезе-переносе металлокомплексов.
В статье анализируется современная система высшего образования в России. В центре внимания автор ставит проблему рейтинга коммерческого образования, интерес к которому по его мнению сегодня снижается.
Рассматриваются различные значения понятия «сети». Определяются основные свойства, предпосылки чистого формирования и чистых особенностей взаимодействия. «Чистое сотрудничество» социокультурных учреждений определено как ключевой пункт для формирования и развития образовательного пространства муниципального района. Cетевое взаимодействие социокультурных учреждений рассматривается как их совместная деятельность, обеспечивающая возможность обучающимся использовать в своей деятельности ресурсы нескольких (двух и более) образовательных учреждений.
Е. В. Гребенкин
Новосибирский государственный педагогический университет, rusforscher@mail.ru
Ключевые слова: конфликт, конфликтное взаимодействие, конфликтные ситуации, урегулирование конфликтов (медиация), школьная служба примирения
Страницы: 262-267
В статье анализируются поведенческие стереотипы во взаимоотношениях педагогов и школьников, рассматриваются инновационные (в концептуальном и содержательном планах) способы урегулирования школьных конфликтов (медиация). Медиация - специально организованные примирительные процедуры, интегрированные в образовательно-воспитательный процесс школы и направленные на заглаживание причиненного ущерба пострадавшей стороне.
Г. Н. Глиос
Алтайский филиал Московского государственного университета культуры и искусств, androsenko82@mail.ru
Ключевые слова: правосознание, переходный период, законодательная система, образование
Страницы: 212-218
Процесс становления правового государства в России пришелся на период, названный переходным. Переходный период для России означает трансформацию во всех сферах жизни общества и, в первую очередь, правосознания. Подобные трансформации не имеют универсального характера, учитывая национальные, исторические, культурные и религиозные традиции и особенности национального правосознания в каждой стране. Поэтому, говоря о становлении правового сознания населения, следует иметь в виду именно те особенности трансформации, касающиеся традиций правосознания и характерные для нее в переходный период чертах.
М. В. Монгуш
Новосибирский государственный педагогический университет, mmengi@mail.ru
Ключевые слова: повышение качества образования, математическая подготовка, сельскохозяйственные специальности
Страницы: 267-273
В данной статье рассматривается проблема качественной (в частности, математической) подготовки студентов сельскохозяйственных специальностей. Также описывается значение математики как учебного предмета, ее особенности, цели ее изучения, раскрыто содержание учебно-методических пособий по математике и электронного учебника (консультанта-экзаменатора) по теории вероятностей. Для достижения высокого профессионального уровня необходимы твердые знания в области математических методов и информационных технологий. Доказывается, что применение информационных технологий в учебном процессе вызывает интерес у студентов, повышает мотивацию к изучению математики и формирует у них такие качества, как способность к логическому мышлению и настойчивость в достижении цели.
"И. В. Савенкова1, С. В. Клюев2"
"1 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, savenkova_soc@mail.ru 2 Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, klyuyev@yandex.ru"
Ключевые слова: гендерный потенциал, гендерная идентичность, управление вузовской организацией
Страницы: 245-249
Актуальность темы статьи не вызывает сомнения, поскольку масштабные социально-культурные и политические трансформации, произошедшие в российском обществе в последние десятилетия, способствовали изменению статусных и ролевых позиций мужчин и женщин. В статье авторы анализируют карьерные устремления женщин и предлагают инновационную модель управления вузовской организацией с использованием гендерного потенциала. Авторы подчеркивают, что мужчины и женщины должны обладать равным правом на самостоятельный выбор своего профессионального пути и иметь возможность участвовать в сфере управления.
Г. М. Серегин
Новосибирский государственный педагогический университет, gseryogin@yandex.ru
Ключевые слова: диагностика качества обучения; диагностика понимания; компоненты диагностики понимания; уровни понимания математического материала
Страницы: 242-247
В статье рассматривается вопрос о взаимосвязи понятий диагностики понимания и диагностики качества обучения. Основными критериями качества обучения являются психические и функциональные изменения в деятельности, общении и сознании, которые возникают в результате реализации образовательной программы. Одной из основных функций диагностики является контроль качества процесса обучения. Содержание компонентов диагностики понимания математического материала раскрывается при описании этапов диагностической деятельности. На ее завершающем этапе ставится диагноз в виде описания состояния объекта диагностики. Диагноз понимания учащимися предложенного математического материала позволяет принять решение об оценке уровня понимания и внесении корректив в технологию обучения.
"П. А. Солкина1, П. А. Солкина2"
"1 2 Сибирский федеральный университет, p-solo_9@mail.ru"
Ключевые слова: коллективистский тип общества и индивидуалистический тип общества, глобализация и духовно-нравственное воспитание
Страницы: 242-246
В данной статье предпринят анализ социально-философских теорий, отражающих актуальную тенденцию развития российского общества на пути от коллективизма к индивидуализму. Основная цель статьи - обозначить проблематику всеобщей разобщенности, упадка нравственных устоев, утраты идентичности государства в контексте общенационального масштаба. Анализируются деструктивная динамика влияния Запада, а также методологические истоки теории общинности, соборности и коллективизма. Автор утверждает, что духовно-нравственное воспитание позволит сохранить свою уникальность через осознание и совершенствование общественных отношений.
Н. В. Буравцова
Новосибирский государственный университет экономики и управления burawzov@yandex.ru
Ключевые слова: психологическое пространство личности, ценности профессионального образования, смысложизненные ориентации, профессиональная идентичность
Страницы: 234-240
В статье анализируются основные характеристики психологического пространства личности студентов, выявляются особенности психологического пространства личности в зависимости от выбора будущей профессии. Доказано, что уровень суверенности личностных границ студентов-гуманитариев влияет на формирование их профессионально важных качеств.
Л. А. Беляева, Ю. А. Семенова
Уральский государственный педагогический университет belyaeva@uspu.ru, semenovaua2008@yandex.ru
Ключевые слова: толерантность, гражданская идентичность, ценностная установка, гражданское образование
Страницы: 240-246
Статья посвящена вопросу о месте толерантности в структуре гражданской идентичности личности. Различая в структуре гражданской идентичности когнитивный, эмоциональный, ценностный и деятельностный компоненты, авторы рассматривают толерантность как базовую ценностную установку гражданского сознания, которая актуализируется в контексте современных социальных изменений. Как ценностное основание гражданской идентичности и норма гражданских отношений, толерантность анализируется с позиции трех подходов: аксиологического, нравственно-этического и социокультурного. В статье также исследуется значение развития толерантной установки сознания в системе гражданского образования.
В статье представлены результаты исследования факторов, определяющих моральный выбор. На выборке студентов заочной и очной форм обучения показано, что выбор в ситуации моральной дилеммы зависит от ценностных ориентаций, принятия/непринятия неопределенности (толерантности к неопределенности) и фактора пола.
В. И. Игнатьев, Я. В. Жандарова, М. М. Захваткина
Новосибирский государственный технический университет ignat@fgo.nstu.ru, m.zakhvatkina@gmail.com, m.zakhvatkina@gmail.com
Ключевые слова: выбор вуза, мотивы, фоновые практики, абитуриенты, студенты, трансформация практик, имидж вуза
Страницы: 286-292
В статье рассматриваются мотивы абитуриентов на этапе выбора вуза и анализируются причины изменения фоновых практик при смене статуса абитуриента на статус студента. Авторы исследуют особенности выборочных практик студентов и абитуриентов, выявляют характеристики выделенных фоновых практик. Особое внимание уделяется практике потребления имиджа НГТУ как части потребления образовательных услуг.
И. И. Барахович
Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева barakhovich-irina@yandex.ru
Ключевые слова: коммуникативная компетентность, профессиональная идентичность, критерии и показатели коммуникативной компетентности, коммуникативные стратегии
Страницы: 253-260
В статье анализируется коммуникативный аспект профессиональной деятельности подготовки специалиста. Коммуникативная компетентность может рассматриваться как элемент механизма самоорганизации, адаптации в процессе взаимодействия в развивающихся общественных отношениях. Вместе с тем коммуникативная компетентность может выступать как логическая связь в функциональной модели профессиональной деятельности и как инструмент формирования стратегии коммуникативного мышления.
И. В. Борисов
Новосибирский государственный университет igbor@ngs.ru
Ключевые слова: гуманизация образования, онтология самоопределения личности, иррационализм
Страницы: 239-246
В статье рассматриваются противоречивые отношения между задачами гуманистического образования и воспитания, нацеленных на формирование навыков целостного личностного самоопределения, и тем, как это самоопределение представлено в изучаемых современных философских концепциях. Автор утверждает, что философская тема гуманистического самоопределения личности в последние десятилетия оказалась монополизирована направлениями иррационалистического толка. В статье рассматриваются те особенности иррационалистического самосознания (герметичность, детеоретизированность, синкретизм и т. п.), которые противоречат задачам самоопределения личности в действительной сложности общественных процессов. Предлагается дидактическая схематика, которая могла бы представить альтернативные подходы к указанной проблематике.
Ю. Ю. Кушнерова
Сибирская академия государственной службы yulia1146@yandex.ru
Ключевые слова: идентичность студента, образовательное пространство
Страницы: 263-268
В статье рассматривается значение образования в процессе формирования идентичности студента, показана необходимость направленного воздействия образовательной среды на становление личности студента. Подробно проанализированы подходы к определению понятия «идентичность». Автор отмечает влияние трудных социально-экономических условий, постоянно меняющихся внешних требований, предъявляемых личности, на формирование идентичности личности в юношеский период. В статье подробно рассматриваются способы формирования идентичности, описывается значение образовательной среды в данном процессе, особенности и этапы профилактики возникновения кризиса идентичности.
В. В. Видеркер
Институт истории, гуманитарного и социального образования Новосибирского государственного педагогического университета widerker@ngs.ru
Ключевые слова: культурный код, неомифологический текст, роман-миф, эстетика русского символизма, отечественная культура рубежа XIX-XX вв
Страницы: 260-268
В данной статье на основе семиотико-типологического подхода исследуется проблема неомифологического текста в эстетике русского символизма рубежа XIX-XX вв. Осуществленный анализ бинарной оппозиции «мифология - литература» выявил доминирующую роль мифологического кода в организации символистских текстов. Результаты исследования позволили автору сделать вывод, что русские символисты, создавая свои тексты, помимо традиционных приемов конвергенции мифологического и литературного кодов, разработали новаторский прием, реализованный в художественной форме романа-мифа.
Э. Ж. Ахметова
Военный институт ВВ МВД Республики Казахстан vno.pvvu@mail.ru
Ключевые слова: модель педагогической системы, педагогическая квалификация, эффективность и качество учебного процесса в военном вузе
Страницы: 248-252
В статье обсуждаются проблемы применения метода моделирования в учебно-воспитательном процессе в военном вузе, рассматриваются основания модели педагогической системы. Особое внимание уделяется проблемам послевузовской профессиональной подготовки преподавательского состава Вооруженных Сил Казахстана.
С. А. Ушакова
Новосибирский государственный педагогический университет svetla77@yandex.ru
Ключевые слова: «творчество» и «креативность», образование и развитие личности, современный подход
Страницы: 207-211
В статье проведен анализ научной литературы и выяснены существенные признаки понятий «творчество» и «креативность». Определены взаимосвязи между этими понятиями. Показана возможность и необходимость теоретических знаний, которые позволят учителю творчески подходить к практической деятельности.
С.Ф. Сергеев
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург ssfpost@mail.ru
Ключевые слова: редукция сознания, обучение и образование, специфика образования
Страницы: 198-205
Автор анализирует содержание и роль механизма редукции в когнитивной системе человека, особенности его работы на разных уровнях организации. Показано влияние этого механизма на формирование знаниевых структур человека, включенного в процессе познавательной деятельности в различные аспекты отношений с миром. Механизм редукции рассматривается как многомерное системное образование, координируемое сознанием человека. Предложено понимание редукции как компонента самоорганизующейся пульсации континуума «простота – сложность», обеспечивающего деятельность когнитивной системы человека.
Ю.В. Василенко
Институт философии и права УрО РАН, Пермь yuvasil@yandex.ru
Ключевые слова: религия, светское образование, современная Испания, католицизм, «InfoCatоlica»
Страницы: 271-280 Подраздел: КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Автор анализирует блоги испанского католического веб-сайта «InfoCatоlica», посвященные проблемам светского образования. Взяв в качестве идеальных типов трех колумнистов (католических священников Х. М. Ирабуру и П. Тревихано Ечеверрия; и музыканта Р. дель Торо Сола), автор доказывает, что современные христианские веб-сайты могут быть отличным ресурсом не только для религиозного образования, но и для светского без редукции последнего к первому. В избранном кейсе автор увидел вариации компетентностного подхода, морально-нравственного воспитания и эстетического образования. В ходе аргументации автор без претензии на исчерпывающих характер выделяет три типа католических активистов: традиционалистов, делающих упор на канонические религиозные тексты; склонных к чистому морализаторству католических «либералов»; и идеологически нейтральных эстетов-художников.
Приведен обзор результатов исследований ползучести — одной из наиболее важных характеристик материалов, используемых при высоких температурах. Рассмотрены структурная модель ползучести, методы ускоренных испытаний на ползучесть, изучено влияние структурных параметров на сопротивление ползучести. Проведен анализ проблемы трещиностойкости композитов с металлической матрицей. На примере оксид-молибденового композита показана возможность создания композита с необходимым балансом жаропрочности, трещиностойкости и сопротивления окислению (жаростойкости), в частности композита, эксплуатируемого при температурах 1400÷1600 ºC.
Разработана термостатированная установка для исследования адсорбционной способности и проницаемости угольного керна. Конструкция установки позволяет проводить насыщение керна метаном и фильтрацию газа при различных значениях осевого и бокового сжатия образца. Показано, что использование автоматизированной системы регистрации дифференциального давления и объемов газа во входном и выходном резервуарах исключают необходимость ручного контроля, что особенно важно при проведении продолжительных испытаний низкопроницаемых углей.
А.В. Панов, Н.А. Мирошниченко
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия anton-700@yandex.ru"
Ключевые слова: Массив горных пород, напряженно-деформированное состояние, геомеханическая модель, геодезические данные, смещения, обратная задача, метод конечных элементов, Rock mass, stress strain state, geomechanical model, geodetic data, displacements, inverse problem, finite element method
Страницы: 218-223
Рассмотрен метод, позволяющий оценить деформационные характеристики несущих элементов камерно-столбовой системы подземной разработки, а также определять горизонтальные компоненты природного поля напряжений. Метод основан на решении обратных задач смешанного типа в рамках двумерной упругой модели среды. Численными расчетами, выполненными для типичной конфигурации выработанного пространства, с использованием синтетических входных данных (относительных смещений точек контура выработанного пространства, зарегистрированных методами подземной геодезии) установлен объем данных, необходимый для обеспечения однозначной разрешимости обратной задачи.
Д.М. Цицилина
"Институт горного дела им. Н. А. Чинакала СО РАН, Новосибирск, Россия tsitsilinadm@mail.ru"
Ключевые слова: Флотация, несульфидные минералы, олеат свинца, физическая форма сорбции
Страницы: 239-242
Исследована собирательная способность производных форм олеиновой кислоты, представленных продуктами ее взаимодействия с солью свинца. Установлено влияние полученного реагента-собирателя на показатели флотационного извлечения апатитовой руды.
Т.Н. ШЕХОВЦОВА
"Институт географии им. В.Б. Сочавы СО РАН, 664033, Иркутск, ул. Улан-Баторская, 1, Россия tan-truf@yandex.ru"
Ключевые слова: медицинская география, экология человека (антропоэкология), ИГ СО РАН, medical geography, human ecology (anthropoecology), IG SB RAS
Страницы: 226-230
В статье представлены основные тенденции медико-географических исследований в целом. Рассмотрен опыт изу чения Сибири с позиций медицинской географии в Институте географии им. В.Б. Сочавы СО РАН (ИГ СО РАН). Обсуждаются основные отраслевые направления медико-географических исследований института: медико-географи ческое районирование, биогеохимическое изучение, география болезней с природной очаговостью и зоопаразитологические исследования. Отмечается, что медико-географические исследования явились фундаментом для формирования в ин ституте таких направлений, как рекреационно-географическое и антропоэкологическое. Говорится о трансформации идей медико-географических исследований с течением времени по различным причинам внешнего и внутреннего плана, о смене исследовательского фокуса. Отмечается также, что в ИГ СО РАН в свое время был создан мощный иссле довательский центр по многогранному многоаспектному изучению населения Сибири и сопредельных территорий на базе наработок сектора медицинской географии, сектора географии населения и других подразделений, который дей ствует и в настоящее время.
Т.В. Лобанова, С.А. Лобанов
"Сибирский государственный индустриальный университет, Новокузнецк, Россия lobanova_tv@sibsiu.ru"
Ключевые слова: Геодинамический полигон, спутниковая геодезия, параметры короткопериодных смещений, энергия сейсмических событий
Страницы: 237-243
Показана актуальность исследования короткопериодных смещений горных пород и оценки напряженно-деформированного состояния массива на удароопасных месторождениях. Изложена методика наблюдений с применением методов спутниковой геодезии. Приведены результаты непрерывного многочасового мониторинга сдвижения земной поверхности Таштагольского месторождения за период 2006 - 2020 гг. Выявлены особенности развития короткопериодных смещений при проявлении сейсмической активности массива горных пород в районе месторождения. Определена зависимость энергии сейсмособытий от скоростей короткопериодных смещений. Показана перспективность данного метода наблюдений на геодинамических полигонах для оценки сейсмической активности месторождений.
A. G. Sipatrov, A. A. Khassin, T. M. Yurieva, V. A. Kirillov, G. K. Chermashentseva and V. N. Parmon
G. K. Boreskov Institute of Catalysis, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Pr. Akademika Lavrentyeva 5, Novosibirsk 630090 (Russia), E-mail: los@catalysis.nsk.su
Страницы: 293-296
A novel scheme for the organization of the three-phase process has been proposed, basing on a new type of a stochastically organized porous and catalytically active composite monolith (PCM). The high catalyst loading (1 g/cm3) and high heat conductivity (3 W/(m K)) make this new material very attractive for exothermic multiphase processes, e. g. for the Fischer–Tropsch synthesis. The possibility of preparing strong PCMs with the permeability of 10–500 mDarcy has been demonstrated. The gas-vapor phase flow through a PCM particle can be performed via transport pores which diameter was measured as 4–10 mm. The pressure drop has been shown to be reasonable for the Fischer–Tropsch synthesis. The effectiveness of the PCM usage at 0.1MPa, 210 °C has been found to be above 70 %. PCM material was concluded to be the prospective
Т. М. Полянская, В. В. Волков, C. Price*, М. Thornton-Pett*, J. D. Kennedy*
"Институт неорганической химии СО РАН, пр-т Акад. Лаврентьева, 3, Новосибирск 630090 (Россия) *School of Chemistry, University of Leeds, LS2 9JT Leeds (UK)"
Методом рентгеноструктурного анализа определена кристаллическая структура [MnII(1,10-C12H8N2)3]2+[CoIII(-1,2-C2B9H11)2при 190(2) K. Кристаллы моноклинные, пр. гр. P21/n, a = 16.7983(5), b = 15.1424(5), c = 24.6255(7) , = 102.006(1)о, Z = 4, dвыч = 1.348 г/см3, R = 0.0266 (автодифрактометр Nonius KAPPA CCD, MoK, 11969 независимых рефлексов. Кристаллы построены из катионов [MnII(1,10-C12H8N2)3]2+и двух кристаллографически независимых сортов анионов [CoIII(C2B9H11)2]. Атом Mn(II) имеет искаженно-октаэдрическую координацию, образованную шестью атомами азота трех молекул фенантролина, со средней длиной связи MnN 2.255(1). Каждый кластерный анион состоит из двух икосаэдров, имеющих общую вершину, занятую атомом Co(III) в “сэндвичевой” позиции. Один из них имеет близкое к цисоидному (квази-гош), другой трансоидное относительно фрагментов CC расположение дикарболлидных кластеров (C2B9H11)2. В стабилизации разных конформаций аниона решающую роль играет комплексный катион Mn(C12H8N2)3.
Анализ особенностей организации эффективной коммерческой деятельности в современных экономических условиях показал, что особую актуальность для специалиста коммерции приобретает PR-деятельность. В условиях современной конкурентной среды владение PR-технологиями становится профессионально важным качеством специалиста, занятого в любой сфере бизнеса, поскольку PR – это совокупность коммуникаций, предполагающих многократную деятельность по улучшению взаимоотношений между фирмой и общественностью; созданию и продвижению позитивного имиджа фирмы, поддержанию ее репутации в глазах общественности.
Г. Г. Куликова
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирский филиал Современной гуманитарной академии, sga_nsk_gg@mail.ru
Страницы: 234-239
Личные моральные качества и особенности их оптимизации рассматриваются через анализ влияния объективных и субъективных факторов. Особое внимание уделяется ознакомлению кадетов с национальными, государственными и духовными традициями армии.
В. П. Дик
Алтайская академия экономики и права, werewolf_chaos@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, правовое образование, правосознание, социальная ответственность
Страницы: 218-224
Социальная ответственность рассмотрена на базе теоретико-методологического потенциала философии образования. Основное внимание уделено воспитанию чувства ответственности индивида перед обществом в условиях российского социума XXI века. Культурный кризис и упадок нравственности, охватившие общество в постсоветский период, актуализировали проблему ответственности личности и общества и вывели ее в число важных задач, стоящих перед государством. Автор обосновывает, что изучение социальной ответственности в правовом образовании на современном этапе развития российского общества имеет не только социально-философскую, теоретическую, но и практическую ценность, предлагает ввести проблему социальной ответственности в структурное поле правового образования, наряду с изучением юридической ответственности.
"В. К. Суханова1, О. В. Плотникова2"
"1 Тихоокеанский государственный экономический университет 2 Тихоокеанский государственный экономический университет, plotolga@yandex.ru"
Ключевые слова: модернизация образования, ключевые компетентности, физический практикум, экономический вуз, профессиональная адаптация
Страницы: 273-278
Целью статьи является определение способов формирования ключевых компетентностей на материале конкретной учебной дисципли- ны - физики. Рассматриваются возможности физического практикума для решения данной задачи, а также направления модернизации практикума с учетом принципов проблемно ориентированного обучения и требований профессиональной адаптации. Авторами дана классификация общетрудовых умений, которые могут быть сформированы в курсе физики, рассмотрены особенности обучения физике в вузах экономического и пищевого профиля и дан перечень работ с элементами научного исследования, которые могут быть использованы при проведении физического практикума в данных вузах.
Е. В. Решетникова
Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики, helena.reshetnikova@gmail.com
Ключевые слова: гносеология, гендерные метафоры, креативность, опосредствование, агональность
Страницы: 250-256
Гносеологический статус гендерной метафоры связан с процессом смыслостановления. Ее место в таксономии фундаментальных метафор определяет необходимые характеристики для экспликации целостности принципов развития научного познания: креативности, опосредствования, агональности. Автором предпринята попытка постановки проблемы категоризации мира гендерными метафорами в условиях постнеклассической науки, что позволяет по-новому взглянуть на роль выразительных языковых средств в развитии научного познания.
Цель статьи - рассмотрение психологических причин мотивационного поведения человека. Главной темой статьи является психика человека, возникшая как регулятор отношений организма и окружающей среды. Заявленная тема статьи рассматривается с разных точек зрения. В основу статьи положены мысли о том, что мотив, являясь причиной всех поступков человека, определяется психологией нуждой, потребностью, благодаря которым жизнь человека приобретает целенаправленность. Вывод: причина мотивации заключена не только в чувствах, но и в каждом звене процесса отражения, поскольку оно всегда заключает в себе и побудительный компонент.
В статье рассматривается исторический аспект преподавания философии как учебного предмета. Обращается внимание на то, что образование есть явление бытия или образ бытия, поэтому его необходимо рассматривать только с философских позиций. Выделяются различные направления философского анализа проблем образования как в историческом контексте, так и в современном.
Т. С. Базарова
Бурятский государственный университет tbazarova@rambler.ru
Ключевые слова: профессионализация, социальный работник, социализация, ценностные ориентации, студенчество
Страницы: 240-245
В статье рассматриваются проблемы профессиональной адаптации студентов к будущей деятельности, приводятся результаты автор-ских исследований процесса формирования личности и деятельности социального работника как профессионала. Автор выявляет основные характеристики социального портрета современного студенчества.
Е. Г. Белякова
Тюменский государственный университет B-Evgenia@yandex.ru
Ключевые слова: понимание как культуротворческий и личностно развивающий процесс, смыслоориентированное образование
Страницы: 247-252
То, что в современном образовании акцент ставится на развитие личности, а системообразующим основаниям личностных изменений - смысловой сфере человека - уделяется недостаточное внимание, подтверждается существованием противоречия между выраженной общественной потребностью в осмысленном отношении современного человека к действительности, ценностной рефлексии оснований его социокультурной преобразующей деятельности, умении извлекать из информации личностно-ценное содержание - и неготовностью образования создать соответствующие условия для развития ценностно-смысловой сферы личности обучающихся.
В статье раскрывается авторская концепция смыслообразования в педагогическом процессе. Показаны возможности трактовки сущности процесса освоения культурного опыта как смыслообразования в процессе понимания. Понимание как культуротворческий и личностно развивающий процесс обеспечивает вхождение обучающегося в мир культуры и включает следующие уровни: актуализация личностного смысла, его взаимодействие с культурным значением, формирование осмысленной личностной ценностной позиции, осмысленная постановка целей культуротворческой деятельности.
В современной высшей школе осуществляется масштабный переход к новой образовательной парадигме. В связи с этим остается во многом не проясненным значение роли преподавателя в образовательном процессе, возникает необходимость сравнения современных и традиционных смысловых и функциональных наполнений образа преподавателя высшей школы. Статья посвящена рассмотрению соотношения образа преподавателя как организатора интеллектуальной макросреды, тьютора, оператора образовательного процесса, репродуктора знания и транслятора информации. Подробно рассматривается проблема личности как основы современной образовательной парадигмы.
Л. Л. Дедюкина
Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Амосова lldedykina@ mail.ru
Ключевые слова: индивидуализация, дифференциация, деятельностный подход, самостоятельная работа
Страницы: 292-297
В статье раскрываются понятия «дифференциация» и «индивидуализация» в образовании, рассматриваются возможности реализации деятельностного подхода в условиях дифференциации и индивидуализации обучения и роль деятельностного подхода в активизации самостоятельной деятельности обучающихся. Автор статьи отмечает актуальность дифференциации и индивидуализации в образовании, анализирует принципы деятельностного подхода и различные формы организации самостоятельной работы.
О. В. Цигулёва
Новосибирский институт экономики и менеджмента oltsiguleva@yandex.ru
Ключевые слова: негосударственный вуз, муниципальные образовательные учреждения, инновационная деятельность, образовательная деятельность, система образования, платные услуги, государственный стандарт, дополнительное образование
Страницы: 260-265
Данная статья посвящена анализу состояния негосударственного сектора высшего профессионального образования в России. Автором сделана попытка прогноза дальнейшего развития негосударственной высшей школы.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее