Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.237.27.159
    [SESS_TIME] => 1664648384
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => a1fdd83e865049a6dca466d8b383744f
    [UNIQUE_KEY] => ab9fdcfc8d5161929e916b6bb1dcc1ec
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 1

Проблемы реализации инклюзивного образования в условиях трансформации высшего образования в России: к постановке вопроса

Д.Н. Куликова
Новосибирский государственный технический университет, 630073, Новосибирск, пр-т К.Маркса, 20
dashik_k@mail.ru
Ключевые слова: инклюзивное образование, трансформация роли преподавателя, кризис образования, Болонский процесс, трансформация системы высшего образования
Страницы: 104-115
Подраздел: ВОПРОСЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Аннотация

В статье анализируются проблемы, с которыми сталкивается и может столкнуться высшая школа при внедрении инклюзивного образования в условиях трансформации системы образования в России. Эта трансформация связана с поиском путей выхода системы образования из кризиса, который проявляется, в том числе и во внедрении принципов Болонского процесса, изменении роли преподавателя в образовательном процессе, объединении науки и высшего образования. К основным группам проблем, которые возникают при внедрении инклюзивного образования в практику высшего учебного заведения, относятся проблемы доступности инфраструктуры и проблемы готовности участников образовательного процесса к инклюзии. Проблемы создания доступной инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями здоровья включают проблемы финансирования, непродуманности модернизации инфраструктуры, а также большой объем работ, так как необходимо менять инфраструктуру не только учебных заведений, но и прилегающих территорий, а лучше — всего города. Вторая группа проблем связана с неготовностью основных участников образовательного процесса к внедрению инклюзивного образования в практику высших учебных заведений. К основным участникам относятся люди с ограниченными возможностями здоровья, сопровождающие их лица, обучающиеся, педагоги, родители (как детей-инвалидов, так и обычных детей), кроме того, некоторые исследователи выделяют в отдельную категорию администрацию учебных заведений, в том числе и менеджмент инклюзивного образования. Каждая из этих категорий участников сталкивается со специфическими проблемами. К основным проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья можно отнести проблемы, связанные с самоорганизацией, самомотивацией и не всегда достаточным уровнем знаний для обучения в высших учебных заведениях. Если говорить о сопровождающих лицах, то здесь следует отметить нехватку квалифицированных кадров и проблему финансирования. Проблема, связанная с обучающимися как участниками процесса инклюзивного образования, — это проблема толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Проблема готовности родителей к инклюзивному образованию отражается в негативном отношении к этому процессу родителей «обычных» детей. Если говорить о проблемах готовности педагогов как участников реализации инклюзивного образования, то здесь следует отметить следующие проблемы: проблемы профессиональной, методической и психологической готовности, проблемы коммуникации как с лицами с ограниченными возможностями здоровья, так и с сопровождающими их лицами, а также с родителями таких детей. Проблемы преподавателей высших учебных заведений усугубляются в данном случае процессами трансформации системы высшего образования.