Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.237.27.159
    [SESS_TIME] => 1664645245
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => e6d7ac0fab72bf6222273c64b58a871c
    [UNIQUE_KEY] => 5b2a8704ab1bd955dd5ca67dddcd06b5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2015 год, номер 1

Влияние геополитических факторов на становление образования

И.А. Пфаненштиль, М.П. Яценко
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Свободный проспект, 82
IPhanenstil@sfu-kras.ru
Ключевые слова: геополитические факторы, многополярность, биполярность, вселенскость, образование, воспитание
Страницы: 14-25
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ И ГЕОПОЛИТИКИ

Аннотация

В статье отмечается, что на современном этапе человечество столкнулось с системно-глобальным мегакризисом, который связан с тем, что человечество в своем развитии подошло к некой антропологической границе, когда оказались исчерпанными все прежние смыслы Homo sapiens. Указанная трансформация получает такое широкое распространение в мире, что можно говорить о некой тенденции, угрожающей основам современной цивилизации. Не случайно, по мнению некоторых ученых, восстановление биполярности в начале нового тысячелетия связывают прежде всего с перспективами динамичного развития Азиатско-Тихоокеанского региона, точнее говоря, Китая. Грядущую биполярность сторонники данной концепции определяют как противостояние «цивилизационное», считая, что необходимо создать предсказуемый, справедливый и гуманный мир, а такое кардинальное изменение нынешнего мироустройства предполагает переход от однополярного мира к миру многополярному. Авторы полагают, что сегодня при геополитическом теоретизировании имеет смысл перенести акценты с глобальной картины (исследований миропорядка) на «средний уровень». Оптимальной единицей анализа мог бы стать регион как некая геополитическая, геокультурная и геоэкономическая целостность, демонстрирующая динамический момент в геополитическом анализе (трансграничный характер, изменчивость контуров, смена доминантных региональных держав, культурные, этнические и демографические трансформации). По нашему мнению, не лишены смысла и попытки регионального геополитического анализа Европы или постсоветского пространства. Идеология насильственной глобализации приводит к игнорированию уникального регионального опыта, имеющего вековые традиции. Однако региональный опыт устойчивого существования представляется наиболее интересным, поскольку а) он отслеживает реальную быстроменяющуюся жизнь; б) является доступным, потому что изложен не сухим научным языком, а формулируется на бытовом уровне; в) часто связан с важнейшим инстинктом самосохранения конкретных социальных единиц, то есть его значимость подтверждается на антропологическом уровне. Вместо вестернистского мира, в котором доминирующие позиции занимают основополагающие параметры западной рационалистической цивилизации, должна возникнуть новая цивилизация на началах органического сочетания единства и неделимости мирового сообщества, с одной стороны, диверсификации и плюрализма народов, культур, религий — с другой. В современном мире образование рассматривается не только как информационно-коммуникационное средство и механизм трансляции и распространения знаний, но и как социальный институт духовно-нравственного развития человека, как основа социализации личности, активного включения ее в различные сферы общественной жизни.