Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.161.98.96
    [SESS_TIME] => 1642545208
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 84fc43f17e8bd8bfb12b198be575a9d8
    [UNIQUE_KEY] => 8f7f4ccafa8f6bd2a400bad920a48831
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 6

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕАЛОВ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ СОЦИУМА

М.В. Тарасова, В.И. Кудашов
Сибирский федеральный университет, Красноярск, Свободный проспект, 82
delight1@yandex.ru
Ключевые слова: система образования, образовательный идеал, система социума, социальный идеал, система культуры, идеал культуры, идеалообразование, мироотношение, закон социально-культурной рефлексии
Страницы: 94-105
Подраздел: ОБРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ТЕНДЕНЦИИ ЕГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

Цель статьи — исследование образовательного механизма социальной трансформации под воздействием процессов культурного идеалообразования. При раскрытии системного принципа развития социокультурного пространства актуальным представляется выявление роли образования во взаимодействии двух данных систем. Выявлено значение системы социума в процессе реализации многоуровневого образовательного действия, заложенного в идеалах культуры. Идеалы культуры определены как регуляторы социальных изменений. Раскрыта природа диалектического взаимодействия социальной и культурной систем: изучена необходимость систем культуры и социума друг в друге и роль образования в организации данного процесса. Доказано, что культура организует социум и укрепляет его развитие своими идеалами. Сформулирован закон социально-культурной рефлексии: культура формирует социум, а социум в ответ обеспечивает культуре возможность самодвижения и саморазвития. Установлено, что отношение между системой культуры и системой социума строится через систему образования. Идеалы, созданные как основание системы культуры в форме образовательных идеалов, оказывают созидающее воздействие на систему социума, в которой они претерпевают третий этап трансформации — в социальные идеалы, фундирующие систему социума. Так выстраивается цепь трансформаций: идеал культуры — образовательный идеал — социальный идеал. Идеалы культуры приводят к появлению социальных идеалов, то есть укрепляют систему социума посредством того имманентного образовательного потенциала, которым обладают. Система культуры, фундаментом которой выступают идеалы, управляет развитием системы социума, генерируя социальные идеалы как формы проявления собственной образовательной активности. В то же время система социума дает системе культуры человеческий ресурс, необходимый для осуществления индивидуальных операций актуализации идеалов, созданных системой культуры и реализует бесперебойность действия развития системы культуры. Культура нуждается в социуме как пространстве актуализации и экстраполяции созданных эталонных репрезентантов мироотношения; социум нуждается в культуре как механизме идеалообразующей организации. Идеалы культуры трансформируются в социальные посредством образования. Образовательный уровень формирования искусственной системы образования, действующей через общественные институты, особенно важен для регуляции социума идеалами культуры. Культурные идеалы — источник социальных изменений. Образовательный механизм идеалообразования оказывает действие социальной трансформации: программа мироотношения, заложенная в идеалах культуры, становится основой индивидуальной картины мира и общей социальной идеологии.