Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 54.172.135.8
    [SESS_TIME] => 1642512079
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 01805082b4cf1b9218a3d044fd5e9df3
    [UNIQUE_KEY] => 91ced5eddaca62064c4b01d2324f136c
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2014 год, номер 3

Инклюзивное профессиональное образование человека с ограниченными возможностями здоровья: социально-философский аспект

Т.Н. Дегтярева
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск, пр. К. Маркса, 20
dtn@fgo.nstu.ru
Ключевые слова: специальное образование, человек с ограниченными возможностями здоровья, эксклюзия, инклюзивная форма обучения, интегрированная форма обучения, традиционные модели инвалидности, посттрадиционные модели инвалидности, нормативно-интерпретативная парадигма
Страницы: 173-183

Аннотация

В настоящей статье в центр внимания помещен человек с ограниченными возможностями здоровья. Данный интерес обусловлен процессами инвалидизации человечества, а также процессами развития деструктивной социальности, результатом которой становится социальная эксклюзия. Стоит признать, что анализ такого сложного феномена, как социальная инклюзия личности вообще и человека с ограниченными возможностями здоровья в частности, невозможен вне конкретного контекста. В статье такой контекст задан образовательной средой человека на пути его профессионального становления, а значит, личностного самоопределения, причем личности с ограниченными возможностями здоровья. Однако постепенно приходит понимание того, что инклюзивная роль института образования (как и других институтов общества) заключается не только в обеспечении доступа в образовательные учреждения, она гораздо шире. Образование дает молодому человеку с ограниченными возможностями здоровья возможность социальной инклюзии как в систему образования, так и в другие подсистемы общества. Необходимость определения этих возможностей заставляет пересмотреть цели и роль социальных институтов как агентов социальной инклюзии. При этом требуется переосмысление понимания института профессионального образования с позиции социально-педагогического и социологического знания. Следует сказать, что изучение образовательной инклюзии человека с ограниченными возможностями здоровья ориентировано на анализ проблем доступности, включения, исключения из этого процесса такого индивида, выражает социальную сущность этого института прежде всего как института реабилитации. В этой связи социально-философский анализ направлен на понимание принципов и закономерностей, условий существования и действия данного социального института, а это значит, на понимание сущности социальных процессов и мировоззренческих установок в отношении людей с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому целью данной статьи является анализ научных подходов, которые уже реализуются в зарубежных и российских практиках инклюзивного профессионального образования человека с ограниченными возможностями здоровья. В рамках данной статьи рассмотрены только основополагающие социально-философские теории, которые являются методологией организации и построения инклюзивного образования человека с ограниченными возможностями здоровья. Эти идеи лежат в плоскости либо нормативной, либо интерпретативной парадигмы. Нормативно-интерпретативный подход позволяет нам комплексно решать задачу организации инклюзивного образования, рассматривать инклюзивную форму обучения как адаптивную среду для всех участников процесса. При такой форме обучения учитываются и реализуются интересы инвалидов, здоровых студентов, профессорско-преподавательского состава, родителей. Вот почему инклюзивная модель профессионального образования человека с ограниченными возможностями здоровья является, на наш взгляд, перспективной.