Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.226.200.180
    [SESS_TIME] => 1732179691
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 7572926b4d56d412bd6e4f5888a17046
    [UNIQUE_KEY] => 0b555c326de383799cdabfbc9668542d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2011 год, номер 4

1.
ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ЕВРОПЕЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

М. Г. Амильбуру, Марта Руиз-корбелла
Национальный Университет Дистанционного Образования
mgamilburu@edu.uned.es
Ключевые слова: Зона Европейского высшего образования, компетентностная модель, философия образования, подготовка учителей
Страницы: 5-17

Аннотация >>
Созидание Зоны Европейского высшего образования определяет в последние несколько лет политику университетов европейских стран. Образование рассматривается как основной фактор достижения социальной включённости и прогресса общества на всех уровнях; отсюда и акцент на той идее, что университеты должны быть тесно связаны с рынком и наймом на работу. Компетентностное образование превратилось в главную особенность того, что называется сейчас новым образовательным подходом. В данной статье мы высказываем критику некоторых аспектов «Компетентностной модели», типичной для Болонского процесса; и, представляя результаты исследовательской работы, проведённой среди студентов и преподавателей университетов Испании, мы обосновываем значимость философии образования как некоторого вида практического знания, которое, к сожалению, часто отсутствует в расписании занятий при подготовке учителей и специалистов по образованию.


2.
«ПОЧИТАНИЕ СТАРШИХ» КАК ЭЛЕМЕНТ ТРАДИЦИИ: ХАЙДЕГГЕРОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО ЕГО ПЕРЕСМОТРА ИЛИ УПАДКА (ДЛЯ ТЕХ, КТО ТАК НАСТРОЕН)

Харольдо Фонтэн, Ксиаолей Занг
Университет штата Флорида
hfontaine27@gmail.com
Ключевые слова: Моральное образование, Китай, конфуцианская традиция, почитание старших, глобализация, Хайдеггер
Страницы: 17-28

Аннотация >>
В связи с ускоряющимся темпом глобализации, всё больше идей о том, как достичь социальных реформ в Китае, прибывают с Запада. В Китае имеет место острая дискуссия о том, должны ли люди оставаться верными конфуцианской философии морального образования с его основополагающим принципом «почитания старших» или следовать общей тенденции глобализации, которая предполагает, по меньшей мере, новый и критичный взгляд на указанный принцип, который может привести к его пересмотру, если даже не к исчезновению, по крайней мере, в его понимании как необходимого и универсального морального принципа. Мы рассматриваем принцип «почитания старших», обращаясь к работам Джона Локка, Паоло Фрере и Мартина Хайдеггера.


3.
ОБ ОСНОВАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ УЧИТЕЛЕЙ

Илона Семрадова
Университет Градец Кралове
ilona.semradova@uhk.cz
Ключевые слова: Учительская профессия, профессиональная этика, теория, практика, поэзис, человеческая активность
Страницы: 29-37

Аннотация >>
Статья обращается к вопросу теории, практики и поэзису как проявлениям человеческой активности и как источникам ее будущих изменений. Изучается применение данной концепции человеческой активности к учительской профессии. На базе этического анализа современной ситуации в мире и в человеке мы пытаемся выделить основы профессиональной этики учителей.


4.
ТЕЛО И РЕЧЬ

Анна Хогенова
Карлов университет
Hogen@volny.cz
Ключевые слова: Речь, разговаривать, говорить, язык тела, феноменология, интенциональность
Страницы: 37-39

Аннотация >>
Язык тела реализует наиболее естественный и удобопонятный диалог в мире. Рассматривается значение Олимпийских игр на фоне языка тела, роль рук в жизненных движениях, роль речи с точки зрения человеческих принципов.


5.
ОБРАЗОВАНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА: ЕДИНСТВО И ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ МОДЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ

В. В. Петров
Новосибирский государственный университет
v.v.p@ngs.ru
Ключевые слова: Образование высокого качества, элитное образование, элитарное образование, инновационное образование, элита, социум, генезис, информационное общество, система образования
Страницы: 45-51

Аннотация >>
В данной работе анализируются модели развития образования высокого качества на примере становления элитных школ России и США. Рассмотрены различия, связанные с национальными историческими традициями, менталитетом, экономической и политической структурой этих стран, мобилизационным или инновационным типами развития. Обращается внимание на то, что хотя рассматриваемые модели образования высокого качества изначально были противоположны, в них наблюдаются схожие проблемы, которые свидетельствуют о жесточайшем кризисе национальных систем образования. Сделан вывод о том, какой должна быть государственная политика России в области образования.


6.
ФИЛОСОФИЯ ИМЕНОВАНИЯ

О. В. Хоцкина
Новосибирский государственный университет
m04kho01@gmail.com
Ключевые слова: Философия именования, традиции именования, эпос, семиотика, культура
Страницы: 51-59

Аннотация >>
В статье «Философия именования» предпринимается попытка описания системы, структурирующей аспекты выбора и присвоения имен собственных в различных культурах и этнический группах. Для её построения необходимо обратиться к разнообразным элементам языка и провести анализ его единиц и культурных знаков - имен собственных, используя методологический аппарат таких наук, как философия, лингвистика, семиотика, культурология и другие.
В процессе исследования нам удалось выделить несколько подгрупп по основному принципу именования: принадлежность к определенному этносу, сопряженность с мировыми событиями, присвоение имен выдающимся предметам и изменение имени после смерти.


7.
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

М. Н. Шматков
Сибирский государственный университет путей сообщения
mihnik2001@mail.ru
Ключевые слова: Информатизация образования, ценности, социальная философия, методология, ценность информации, знания, границы, образовательные системы
Страницы: 59-67

Аннотация >>
Настоящая статья посвящена обсуждению некоторых методологических аспектов исследований в области информатизации образования с точки зрения социальной философии. Предложен подход к такому исследованию и реализации информатизации образования на практике. Выявлено и обосновано существенное различие между информатизацией в сфере образования и информатизацией общества в целом; данное различие проявляется в субъективном характере информатизации образования, которая существенно влияет на область ценностей. Данные обстоятельства актуализируют необходимость разработки системы границ информатизации образования и соответствующей узловой линии мер с целью выявления и анализа качественных переходов в развитии данного явления социальной реальности.


8.
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Т. С. Косенко
Научно-исследовательскbq институт философии образования
tany0879@mail.ru
Ключевые слова: Воспитание, образование, общество, мировоззрение
Страницы: 67-72

Аннотация >>
В статье анализируется вопрос о том, что в современных условиях развития общества исключительно актуален философский анализ мировоззренческих основ современного воспитания; обосновывается сущность и цели воспитания в контексте проблем специфики формирования мировоззрения личности. Автор показывает, что смена ценностей («деньги - единственная подлинная ценность») ведет к ряду угроз, как для общества, так и для системы образования и государства в целом. Поэтому необходимо переосмыслить аксиологический аспект мировоззренческих основ воспитания, обеспечения перестройки системы воспитания с точки зрения возврата ему главной культурной функции.


9.
О ФЕНОМЕНЕ ПОИСКА

Анна Хогенова
Карлов университет
Hogen@volny.cz
Ключевые слова: Поиск, феноменология, темпоральность, воля к власти
Страницы: 73-89

Аннотация >>
В статье обсуждается феноменология поиска, проблема времени с феноменологической точки зрения, смысл времени для настоящего и будущего.


10.
КОНЦЕПЦИИ АВТОНОМИИ У КАНТА И ЖАКА РАНСЬЕРА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ГЕРТА БИЕСТА*

Самуэль Мендонса, Элен Лима
Католический университет Кампинаса
samuelms@gmail.com
Ключевые слова: Образование, автономия, эмансипация, Кант, Рансьер, Биеста, зависимость
Страницы: 90-99

Аннотация >>
В современных исследованиях в области образования часто возникают вопросы автономии и эмансипации. В данной работе изучаются концепции автономии и эмансипации в трудах Иммануила Канта и Жака Рансьера в интерпретации Герта Биеста. В нашем концептуальном анализе мы ставим следующий вопрос: может ли личность эмансипироваться посредством образования? Мы приведем аргументы за и против новой логики эмансипации, обсуждаемой Биеста, рассматривая возможность переосмысливания эмансипации в направлении критики категории «зависимости» - типичной, восходящей к Канту категории современной педагогики.


11.
ОБРАЗОВАНИЕ КАК ДВИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ (ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЯНА ПАТОЧКИ)

Надежда Пелцова
Карлов Университет
nadezda.pelcova@centrum.cz
Ключевые слова: Образование, движение, метаморфоза, встреча, состязание
Страницы: 99-108

Аннотация >>
Данная статья рассматривает проблему образования в контексте работ Яна Паточки. Образование рассматривается в форме трёх движений человеческого бытия: получение, воспроизводство и трансцендентирование. В статье раскрывается взаимоотношение теории образования Паточки как некоторого движения человеческого бытия и современной европейской традиции, и обсуждает значение этой теории для современных теорий образования. Образование понимается как некий шанс встречи с поколением на определeнной общей основе и как диалог, конфликт и борьба между поколениями. Оно также понимается как непрерывность культуры и разрывность необходимых метаморфоз, как симметричные и асимметричные взаимоотношения, основанные на ответственности.


12.
ПЕДАГОГИКА СЧАСТЬЯ ЦУНЕССАБУРО МАКИГУТИ (ПУТЕШЕСТВИЕ С НЕИЗВЕСТНЫМ ЯПОНСКИМ ПЕДАГОГОМ-НОВАТОРОМ)*

Анхела Санти
Католический Университет
am-santi@uol.com.br
Ключевые слова: Педагогика счастья, теория, практика, самореализация, ценность, истина, смысл
Страницы: 109-120

Аннотация >>
Цель статьи - проанализировать соотношение теории и практики с помощью идей Цунессабуро Макигути, рассматривая его как представителя новаторского педагогического мышления XX века, что приближает его к таким мыслителям, как Дьюи и Паоло Фрере. Макигути - японский педагог, выступивший против официальных целей современного ему японского образования, связанных с военной подготовкой. Согласно Макигути, смысл образования должен быть отделен от технической подготовки или передачи знаний, но должен быть связан со счастьем и реализацией детей и студентов как личностей.


13.
ИДЕИ МУЛЛЫ САДРА О «БЫТИИ» И «ДВИЖЕНИИ В СУБСТАНЦИИ» И ИХ ПРИЛОЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Д. К. Таэрех
Университет Фердоуси
tjavidi@um.ac.ir
Ключевые слова: Мулла Садра, бытие, движение в субстанции, следствия для образования, Исламский философ
Страницы: 120-130

Аннотация >>
Цель статьи состоит в том, чтобы исследовать бытие и движение в субстанции с позиций муллы Садра и развить некоторые приложения для образования. Соответственно, сначала объясняются понятие бытия, главенство бытия и движение в субстанции. В части, касающейся движения в субстанции показано, что в то время как ранее философы допускали возможность существования движения в четырех категориях - количество, качество, положение, и место - однако, они рассматривали сущность или субстанцию объектов, которые были носителями количества, качества, и положения, как фиксированные и неподвижные. Мулла Садра доказывает, что транс-субстанциональное движение объектов существует в их сущности и не происходит с ними случайно. Опираясь на принцип движения в субстанции, мулла Садра доказал, что субстанциональность субстанции и качество его создания проявляются в форме добавления их сильной степени к предыдущей слабой степени.
Далее, упомянуты некоторые из полезных следствий теории муллы Садра для философии. Наконец, в разделе образовательных приложений объяснено то, что душа нуждается в материалистическом основании для своего появления, а ее совершенство достигается при помощи образования. Важный момент в образовательной системе, основанной на философии Садры, - это подготовка почвы для развития человека; то есть в системе образования ситуации должны быть созданы так, чтобы учащийся мог понять предметы глубоко и добавить их к своей сущности через активное участие в процессах учения-обучения. Следовательно, в системе образования Садры, самая важная цель образования - это научить учиться.


14.
ЕВРОПЕЙСКИЙ ЧЕЛОВЕК И КРИЗИС ПО Я. А. КОМЕНИУСУ И ЯНУ ПАТОЧКЕ

Давид Крамский
Карлов Университет
david.kramsky@seznam.cz
Ключевые слова: Кризис, человек, искупление, духовность, феноменология
Страницы: 130-135

Аннотация >>
Рассматриваются вопросы человеческого бытия и его кризиса на основе идей Я. А. Комениуса и Яна Паточки.


15.
КУЛЬТУРА И ВОЗМОЖНОСТИ МУЛЬТИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Надежда Пелцова
Карлов Университет
nadezda.pelcova@centrum.cz
Ключевые слова: Культура, мультикультурное образование, толерантность, идентичность, учение, почтение, уважение, диалог
Страницы: 136-148

Аннотация >>
В данной статье изучается взаимоотношение между культурой и возможностями мультикультурного образования. Ставится вопрос: в рамках каких концепций мультикультурности различные культуры могут сосуществовать в современном многообразном мире? Анализируется аксиологическое измерение концепций мультикультурности, делается акцент на ценностях толерантности, почтения и уважения, а также диалогичном характере мультикультурного образования.


16.
РОССИЯ В ДИАЛОГЕ КУЛЬТУР «ЗАПАД»-«ВОСТОК» В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В. И. Паршиков, С. В. Камашев
Новосибирский государственный аграрный университет
idpo@ngs.ru , kvs200@ngs.ru
Ключевые слова: Глобализация, глобальные проблемы, культура, глобальная культура, диалог, диалог культур
Страницы: 148-156

Аннотация >>
Авторы обращается к проблеме диалога культур в условиях глобализации и его роли в сближении «Запада» и «Востока», что является актуальным в современных условиях. В статье рассматривается роль России, двуединая природа культуры которой позволяет ей стать посредником между «Востоком» и «Западом» в становлении единой цивилизации. Делается вывод о том, что диалог культур в условиях глобализации, являясь реальностью современного мира, является условием самосохранения человечества.


17.
К ВОПРОСУ О ФИЛОСОФИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОКА И ЗАПАДА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Н. В. Наливайко, А. В. Наливайко
Новосибирский государственный педагогический университет
n-nalivaiko@mail.ru , nnalivaiko@mail.ru
Ключевые слова: Философия образования Востока и Запада, образовательная стратегия, традиции и новации в системе образования, адаптационные возможности
Страницы: 153-163

Аннотация >>
Рассмотрение концепций образования Востока и Запада в общих и особенных аспектах связано с целью поиска целостных знаний об образовании, обеспечивающих людям культурно-образовательный, духовно-нравственный потенциал, разностороннюю социализацию и достойное неконфликтное существование в обществе XXI века. Методологической основой осмысления интеграционных процессов является положение о диалектическом единстве образования и общества. Образование имеет мало шансов на успешное развитие без благоприятных социальных условий, также как и общество, без образованных людей, воспитанных интегрированной системой образования, учитывающее лучшие достижения Восточного и Западного образовательного опыта. Информационные технологии сегодня делают общим достоянием большинства стран мира методики, опыт обучения и воспитания людей в учебных заведениях, современных обусловливая становление единого образовательного пространства, диктуя, тем самым, необходимость философского переосмысления образовательных процессов.


18.
РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ: ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ПОДХОД

В. В. Лыгденова
Институт археологии и этнографии СО РАН
victoria.lygdenova@gmail.com
Ключевые слова: Организационная культура, организация, образование, глобализация, этнографический подход
Страницы: 163-170

Аннотация >>
В статье проводится сравнительный анализ японской, китайской, американской, немецкой и российской организационных культур. Выявляется роль российской организационной культуры на международном уровне. Автор предполагает и доказывает, что наиболее близкой для российской организационной культуры является восточная, так как обе культуры ориентированы на сохранение традиций и имеют общие ценностные ориентиры.


19.
ЗАПАДНОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

М. С. Ашилова
Новосибирский государственный педагогический университет
alibek557@rambler.ru
Ключевые слова: Восточное и западное образование, рациональность, интуиция, ментальность, традиционализм, глобализация, технизация, гуманизация, сравнительная философия
Страницы: 170-179

Аннотация >>
Статья посвящена исследованию западного и восточного образования, выявлению общего и особенного между ними. Большое внимание уделяется раскрытию этих проблем через призму исторического и социально-духовного развития. Подчеркивается, что для образования Востока характерны жесткие требования к исполнению традиционных норм, обычаев и канонов, образованию Западу присущи более свободные поиски истины. Если западное образование тяготело к школьной форме существования обучения, разделения этой школы на классы и выделении учителей-предметников, то восточная система образования предпочтение отдавала индивидуальной диалоговой системе. XXI век и мировая глобализация ставят перед западным и восточным образованием общие задачи, а именно: необходимость подготовки профессионально знающего человека, гуманной и гармонически развитой личности, что обусловливает необходимый синтез этих двух систем образования.