Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 52.54.103.76
    [SESS_TIME] => 1711653638
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0bedf4f47639712b33a04c805bcbd77f
    [UNIQUE_KEY] => efef7fb5b1e48aa5b8b127822bda8afb
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Гуманитарные науки в Сибири

2007 год, номер

1.
Гравюра мамонта из Мальты: опыт интерпретации образа животного и связанных с ним знаковых записей (к методике «прочтения» художественных текстов древнекаменного века Евразии)

Ларичев В.Е.
Ключевые слова: гравюра, мамонт, Мальта, знаковые записи, астроархеологические методы, происхождение искусства.
Страницы: 3-6

Аннотация >>
Эта статья астроархеологической направленности посвящена расшифровке изображения и знакового текста, нанесенных на плитку из бивня мамонта (около 24 тыс. лет назад). Автору удалось воссоздать утраченную часть знаковой записи (ее правильное окончание), восстановить систему лунного и солнечного времени исчисления и определить дату Нового года (осеннее равноденствие). Согласно мнению автора, мамонт символизировал собой самое холодное время года – от последней декады ноября до последней декады марта, кануна весеннего равноденствия. Результаты астроархеологического (нумерологического, астрономического и календарного) методов исследования палеолитического искусства Сибири свидетельствуют о недостаточности традиционных оценок информационного смысла изображений, созданных первобытным человеком, а также показывают ошибочность мнений, преобладающих в исследованиях по древнему каменному веку, о происхождении искусства.


2.
Могильник Сишуйбо: неолитические истоки восточно-азиатской космологии

Алкин С.В.
Ключевые слова: Сишуйбо, Хэнань, Северный Китай, неолит, погребальный обряд.
Страницы: 7-12

Аннотация >>
Статья посвящена культовому комплексу неолитической эпохи на археологическом памятнике Сишуйбо в Северном Китае (провинция Хэнань). В его составе несколько одиночных и коллективных погребений, выполненных по обряду первичного или вторичного захоронения. Уникальной частью погребального обряда являются фигурные выкладки из раковин речных моллюсков, изображающие мифических и реальных животных (тигр, дракон, рыба и др.), которые маркируют сакральное пространство в соответствии с принципами восточно-азиатской натурфилософии. Анализ пространственной организации могил и знаковой структуры погребального обряда позволяет ставить вопрос о возможности изучения на базе археологических источников одного из ранних этапов развития ханьской (и шире – восточно-азиатской) духовной культуры, о глубине неолитических (6000–7000 лет назад) базовых космологических понятий, оказавших определяющее влияние на формирование традиционной культуры народов Восточной Азии.


3.
Опыт географической и религиозной миграции: особенности одного собрания рукописей (статья вторая)

Зольникова Н.Д.
Ключевые слова: рукописи, старообрядческая литературная традиция, миграция.
Страницы: 13-20

Аннотация >>
Автор продолжает начатый ранее (Гуманитарные науки в Сибири, 2006, № 3, с. 18–23) анализ собрания рукописей А.П. Переваловой, переданного в собственность Института истории СО РАН. Рассмотренные в статье памятники не принадлежат к старообрядческой традиции, являясь результатом творчества представителей Русской Православной Церкви или отколовшихся от нее в ХХ в. направлений. Но эти произведения имеют некоторые общие черты со старообрядческой литературой, поскольку также создавались в народно-православной среде.


4.
Сибирская мемуаристика второй половины XIX в.: корпус, разновидности, авторы

Матханова Н.П.
Ключевые слова: сибирская мемуаристика, основные версии, сибирские мемуаристы.
Страницы: 21-25

Аннотация >>
В статье представлены основные характеристики сибирских мемуаров, написанных в 1951–1900 гг. (автобиографии, воспоминания, дневники, путевые заметки). Выявлены их общее число (624) и параметры количественного роста. Кроме того, установлены авторы 578 произведений и их социальное и профессиональное происхождение. Выяснилось, что основная часть мемуаристов происходила из духовенства. Определено соотношение основных версий мемуаров, наиболее распространенные темы.


5.
«Словеса против Иоанна Людовига Вивеса» Максима Грека в рукописной традиции

Журова Л.И.
Ключевые слова: Максим Грек, Румянцевское, Хлудовское, Соловецкое, Поморское собрания.
Страницы: 26-35

Аннотация >>
В статье изложена история текста сочинения Максима Грека «Словеса против Иоанна Людвига Вивеса». Определены отношения между авторскими собраниями сочинений писателя: Румянцевским и Хлудовским (середина XVI в.) Выделен и описан этап бытования текста в составе Соловецкого собрания (вторая половина XVI в.), которое было положено в основу формирования Поморского собрания (начало XVIII в.). Последние своды оказали большое влияние на сибирскую книжную культуру. Отмечены особенности рецепции «Словес» русским населением Сибири.


6.
Книги и рукописи о св. Иннокентии, первом епископе Иркутском, в собраниях частных лиц

Чернышева Н.К.
Ключевые слова: святой Иннокентий, Иркутск, рукописная и книжная традиция.
Страницы: 36-39

Аннотация >>
В статье рассматриваются рукописная и книжная традиции, связанные с почитанием первого иркутского святого святителя Иннокентия, их взаимодействие и соотношение в течение XIX – начала XX в.; затрагивается вопрос об их трансформации в условиях советской власти.


7.
К проблеме взаимодействия интонационных культур народов Сибири

Жимулева Е.И.
Ключевые слова: межэтнические контакты, русская музыкальная традиция, сибирские интонационные культуры.
Страницы: 44-47

Аннотация >>
Статья посвящена теме межэтнических и межкультурных контактов. Рассматривается воздействие русской музыкальной традиционной культуры на фольклорные традиции коренных народов Сибири. Описаны функционирование и трансформации православных песнопений и русских народно-песенных жанров (духовные стихи, лирические и игровые песни, частушки) в интонационных культурах хакасов, шорцев и других сибирских этносов. Работа выполнена на материале рубежа XX–XXI вв.


8.
Источники и способы изучения динамики фольклорных традиций русских старожилов Сибири

Леонова Н.В.
Ключевые слова: русские старожилы Сибири, сравнительное изучение музыкально-фольклорных традиций, источниковедение, текстология.
Страницы: 48-51

Аннотация >>
В статье рассматриваются вопросы исследования сибирских локальных традиций как определение структуры компонентов музыкально-этнографической традиции, формирование базы источников для сравнительного изучения песенного фольклора, текстологическая подготовка ранних источников и др. Некоторые проблемы ставятся автором впервые.


9.
Музыкальные материалы к кетскому фольклорному тому

Солдатова Г.Е.
Ключевые слова: этническое музыковедение, фольклор кетов, аудиозаписи.
Страницы: 52-54

Аннотация >>
В статье характеризуются материалы для этномузыковедческой подготовки тома «Фольклор кетов» серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока». Основной источник – аудиозаписи, собранные в экспедициях 2004 и 2005 гг. Среди других материалов – архивные фонограммы (Н. Каргер, В. Анучин, А. Айзенштадт и др.) и немногочисленные опубликованные нотные записи.


10.
Стилевые вариации в алтайских героических сказаниях, опубликованных В.В. Радловым

Конунов А.А.
Ключевые слова: алтайский героический эпос, поэтика, стилевой прием, вариация, параллелизм, двух-, трех-, многократные вариации.
Страницы: 55-59

Аннотация >>
В статье анализируется стилевая вариация в самых ранних записях алтайского героического эпоса, опубликованных В.В. Радловым. Учитывать ее крайне важно при изучении национального эпического наследия и его текстологии, тенденций развития художественного стиля в целом. Анализ стилевого варьирования героических сказаний, опубликованных В.В. Радловым, позволяет характеризовать их как типичные образцы художественной фактуры устной эпической поэзии алтайцев, которые сохранили свою значимость и сегодня.


11.
Образ птицы–демиурга в хакасских мифах о первотворении

Миндибекова В.В.
Ключевые слова: миф, первотворение, птица-демиург, древние хакасы.
Страницы: 60-62

Аннотация >>
В статье в историко-типологическом плане описаны древнейшие мифологические сюжеты хакасских мифов о первотворении. Объектом исследования являются образы птиц-демиургов, стоявших, по представлениям древних хакасов, у истоков мироздания. Рассматриваются отдельные мифологические сюжеты о двух утках, впоследствии разделивших мир. Прослеживается процесс формирования сюжета мифов о первотворении. Выявляются черты мифов о первотворении, обусловленные общими историко-генетическими корнями.


12.
О подходах к изучению пословиц

Байжанова Н.Р.
Ключевые слова: пословицы, поэтика пословиц, функциональные уровни.
Страницы: 63-66

Аннотация >>
В статье анализируются подходы к изучению пословиц в современной лингвистике и фольклористике: функциональный, структурно-семиотический, когнитивный и лингвокультурологический. Выбрав в качестве главного структурный подход, автор представляет свое понимание пословицы как текста, имеющего несколько уровней (ритмико-звуковой, лексический, грамматический, синтаксический и смысловой). Исследователь считает, что в изучении поэтики пословиц должны анализироваться эти функциональные уровни.


13.
Ритуальная пища бурят

Бадмаев А.А.
Ключевые слова: буряты, ритуальная пища бурят.
Страницы: 70-73

Аннотация >>
В статье на основе разнопланового материала предпринята попытка характеристики ритуальной пищи бурят. Продукты питания были включены в гостевой этикет, семейно-бытовые и религиозные обряды, использовались в магии и гадании. Ритуальная пища бурят состояла из мясных, молочных, мучных и растительных продуктов. Особое внимание в работе уделено раскрытию семантики и символики обрядовой пищи бурят.


14.
Этническая тема в современном искусстве и народные промыслы Западной Сибири

Павлова Е.Ю.
Ключевые слова: народные промыслы, современное искусство Сибири, архаизация, синтез.
Страницы: 74-77

Аннотация >>
Целью статьи является анализ основных тенденций развития современного искусства и народных промыслов Сибири в контексте этнической мобилизации через обращение к древним художественным образам и традициям. Особый акцент сделан на наиболее эффективно развивающемся направлении, которое определяется синтезом художественных традиций разных народов и эпох. Это направление тесно связано с проблемой освоения культурного пространства Сибири. Основой исследования являются авторские полевые материалы.


15.
Концепция «достойной жизни» в традиционных представлениях агинских бурят

Цыденова Д.Ц.
Ключевые слова: поведенческая культура, обычное право, этический «идеал», агинские буряты.
Страницы: 78-81

Аннотация >>
В статье на основе анализа норм обычного права и поведенческой культуры освещается комплекс представлений агинских бурят о достойно прожитой жизни и взаимосвязанных с ними воззрениями на «идеал» и счастье человека. Статья основана на полевых материалах автора.


16.
Несостоявшаяся авантюра. Из истории переселения «иноземцев» в Сибирь в XVII в.

Люцидарская А.А.
Ключевые слова: военнопленные, ссылка, адаптация, амбиции.
Страницы: 82-86

Аннотация >>
Статья посвящена И. Ирмесу, военнопленному, уроженцу Западной Европы, который в результате перипетий судьбы попал в Сибирь на службу русскому царю. Однако не все иностранцы могли адекватно адаптироваться в стране с иной культурой и менталитетом. Замыслы его были обречены.


17.
Евразийская цивилизационная общность народов: ценности и константы развития

Попков Ю.В., Тюгашев Е.А., Цоохуу Х., Цэдэв Х.
Ключевые слова: этнос, цивилизация, Евразия, взаимодействие, этносоциальные процессы, ценности, константы развития.
Страницы: 91-94

Аннотация >>
Реализуя системный подход к описанию евразийской цивилизационной общности народов, авторы предлагают дифференцировать в ее составе Внутреннюю Евразию с локусом в Саяно-Алтайском горном регионе с прилегающими к нему равнинами и Внешнюю Евразию, включающую окраинные цивилизации материка. Внутренняя Евразия рассматривается как ядро евразийской ойкумены, определяющее динамику евразийской цивилизации как целого и формирование фундаментальной общности ее ценностей-констант.


18.
Морфологический и функционально-деятельностный компоненты антропотока Республики Саха (Якутия)

Абрамова М.А., Гончарова Г.С.
Ключевые слова: антропоток, миграционные и демографические процессы в Республике Саха (Якутия), этно- и социооптимизм, адаптация.
Страницы: 95-99

Аннотация >>
В статье анализируются современные тенденции, характерные для морфологического (миграция и демография) и квалификационного компонентов антропотока Республики Саха (Якутия). На основе данных социально-психологического опроса учащейся молодежи Якутии изучаются предпочитаемый тип поселения, потенциальная миграция, а также этно- и социооптимизм и пессимизм молодежи как факторы, влияющие на формирование адаптивной и дезадаптивной моделей поведения.


19.
Этнические границы в межэтническом сообществе (на примере Республики Хакасия)

Ерохина Е.А.
Ключевые слова: этнические границы, межэтническое сообщество, региональная идентичность, патриотизм, малая родина.
Страницы: 100-103

Аннотация >>
Статья посвящена роли этнических границ в региональном межэтническом сообществе Республики Хакасия. В качестве наиболее значимых параметров членства в региональном сообществе выделяются следующие: любовь к малой родине, исторический опыт межэтнического сотрудничества и символический ресурс русских и хакасов в конституировании регионального гражданского сообщества. Делается вывод о том, что этнические границы выполняют в региональном сообществе Республики Хакасия двойную роль: с одной стороны, поддерживают межэтнический баланс в отношениях двух наиболее крупных этнических групп населения Хакасии, а с другой – обозначают границу между коренным населением и приезжими мигрантами.


20.
Местное население и мигранты Югры: социальные проблемы и межэтнические отношения

Мархинин В.В., Удалова И.В.
Ключевые слова: Ханты-Мансийский АО (Югра), межэтнические отношения, мигранты, национальная политика.
Страницы: 104-108

Аннотация >>
На основе материалов социологического исследования, проведенного авторами в пяти городах Ханты-Мансийского АО (Югры), изучалось отношение местного населения к мигрантам, прибывшим в округ в различные годы. Выявлены социокультурные, экономические и политические проблемы, вызывающие, по мнению местного населения и мигрантов, межэтническую напряженность в округе. Зафиксированы оценки (положительные и отрицательные) роли мигрантов в жизни округа. Выявлено, что местное население в большей степени, чем мигранты, ощущает свои интересы как ущемленные проводимой национальной политикой.


21.
О характере адаптаций в культуре жизнеобеспечения русских крестьян Западной Сибири (XVIII – начало ХХ в.)

Шелегина О.Н.
Ключевые слова: Западная Сибирь, русское крестьянство, адаптационные процессы.
Страницы: 109-112

Аннотация >>
В статье определяется роль, значение и характер адаптаций в культуре жизнеобеспечения русских крестьян в контексте социально-экономического и этнокультурного развития западно-сибирского региона. Выделены основные этапы адаптации крестьянства в Сибири, традиционные, инновационные, гиперинновационные адаптации в культуре его жизнеобеспечения. Впервые в динамике проведен анализ характера адаптаций у западно-сибирских крестьян.