РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДОСТИЖЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
А.Ю. Крылатов, А.Н. Муравьев
Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия aykrylatov@yandex.ru
Ключевые слова: научное знание, история науки, моменты развития мышления
Страницы: 160-176
Аннотация
В процессе развития современной науки исследователями было получено большое количество разнообразных результатов, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в становление научного знание. При этом, после Ф. Бэкона принято считать, что словосочетание научный результат или научное знание, прежде всего, указывает на знание, полученное в эксперименте или опытным путём. В то же время, как показывает история науки, эксперименты, как правило, не ставились и не проводились случайным образом, но преимущественно были обусловлены гипотезами, формулируемыми великими учеными в процессе их осмысления особенного бытия. В связи с этим, не отрицая важности эксперимента в процессе научного познания, сформулируем следующую проблему: возникает ли научное знание в эксперименте или эксперимент является лишь средством проявления уже возникшего - к моменту постановки и проведения эксперимента - в мышлении гипотетического представления о всеобщем содержании особенного вида сущего? Отвечая на таким образом поставленный вопрос, мы приходим к выводу, что научное познание непрестанно проходит через абстрактный, диалектический и спекулятивный моменты вполне разумного логического метода мышления, и прохождение этих моментов мышления является необходимой предпосылкой и условием возникновения научного знания. Таким образом раскрывается, что научное знание возникает не в самом эксперименте, но осмысляется как таковое через неоднократное прохождение моментов мышления.,
DOI: 10.15372/PS20250311 |