Эмпирический анализ функционала искусственного интеллекта в преподавании английского языка
Б.В. Пеньков1, Л.И. Агафонова2, О.Ю. Смоленчук3, Е.В. Виноградова4
1Московский университет "Синергия", Москва, Россия penkovlinguistics@gmail.com 2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия liagafonova@herzen.spb.ru 3Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия smolenchuk@gmail.com 4Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия vinog_le@list.ru
Ключевые слова: дистанционное обучение, искусственный интеллект, инструменты ИИ, обучение английскому языку, онлайн-обучение, смешанное обучение, цифровое обучение
Страницы: 159-174
Аннотация
Введение. Исследуется потенциал искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании и изучении английского языка. Акцентируются возможности интеграции технологий искусственного интеллекта (ТИИ) в педагогическую практику и выявляются аспекты их применения в образовательном процессе. Цель исследования состоит в эмпирическом описании восприятия преподавателями и обучающимися внедрения ИИ-инструментов в процесс обучения иностранным языкам и определении возможностей позитивной динамики в данной области. Методология. Использовались качественные и количественные методы исследования, включая описательный анализ и эмпирический подход; в качестве инструмента сбора данных применялся онлайн-опрос для изучения мнений студентов и преподавателей высших учебных заведений относительно применения конкретных ТИИ в обучении английскому языку. Результаты опроса визуализированы в виде диаграммы с целью проведения сравнительного анализа данных и интерпретации процентных показателей. Методологическая база исследования сочетает теоретические основы педагогики, методики преподавания и дидактики, обеспечивая комплексный подход к анализу интеграции ИИ в образовательный процесс. Обсуждение. Анализ данных опроса выявил разнообразие мнений респондентов относительно использования и роли ИИ в преподавании английского языка. Диаграмма позволила выделить следующие тенденции: большинство участников исследования приветствуют использование ТИИ в языковом образовании, однако отмечают недостаточную осведомленность о масштабах и возможностях их применения. Студенты и преподаватели демонстрируют элементы цифровой грамотности. Эмпирический анализ показал, что респонденты ожидают от использования ИИ-технологий повышения эффективности учебного процесса, развития иноязычных коммуникативных навыков и умений. Интеграция ИИ в преподавание английского языка воспринимается как многообещающее направление, способное трансформировать образовательную практику. Заключение. Результаты опроса демонстрируют высокую готовность участников образовательного процесса к использованию ИИ-технологий для совершенствования профессиональных компетенций в английском языке.
DOI: 10.15372/PHE20250211 EDN: VBLXJW
|