Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 216.73.216.146
    [SESS_TIME] => 1751351987
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => eff43d930b750901d5d9574f1edfc4b5
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 2

1.
Образование - природный дар или коммерческая услуга

Г.И. Петрова, Б.В. Май
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, философская антропология, коммерциализация образования, образование как способ бытия, образование как услуга, образовательное знание
Страницы: 5-16

Аннотация >>
Введение. В ситуации современных трансформаций в образовании как социальном институте актуально и важно сохранить его аутентичную сущность, а именно: его изначально философское ви́дение как способ человеческого бытия. Методологическая платформа - философская антропология, позволяющая раскрыть онтологическую природу образования. Специфика человека - его рефлексирующая открытость в мир, обусловливающая познавательную интенцию и сообщающая объективную возможность «прирастать» (Дж. Дьюи) миром, то есть образовывать себя из него. Цель - обосновать недопустимость процессов коммерции в образовании, если видеть его в онтологическом ракурсе, то есть как способ человеческого бытия. Обсуждение. Благодаря дару рефлексивного сознания человек находит себя в мире способом познания и, следовательно, постоянного становления-образования. Социальный институт образования и педагогика как наука создаются в помощь человеку в реализации его способа бытия в конкретном сущем (в определенном историческом периоде, культуре социальных этапов развития, национальной самобытности и пр.). Онтологическая специфика образования - это процесс постоянного образовывания человеком себя, его самообразование. Такова подлинность и человека, и образования. Философия времен Древней Греции в раскрытии человеком своей подлинности путем образования видит его счастье (эвдемония). Такое (философское) определение образования имеет резонанс в педагогике и обосновывает необходимое единение философской и педагогической антропологий. В случае указанного единства, во-первых, педагогика рассматривается в качестве гуманитарной, а не инженерной науки, во-вторых, образование как онтологический процесс становления-«роста» человека в его подлинности не может быть предметом коммерции. Заключение. Поскольку образование, имея онтологическую природу, есть еще и социальный институт, то коммерциализация может стать фактом, хотя и нарушающим его подлинность.

DOI: 10.15372/PHE20250201
EDN: CGTHBB
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


2.
Философская методология в художественном творчестве: опыт развития воображения в техническом вузе

Н.Ф. Свобода, О.Б. Воробьева
Приволжский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия
svoboda.delja@me.com
Ключевые слова: художественная литература, рефлексия, воображение, творчество в обучении, философское просвещение, междисциплинарный подход в образовании, философская методология
Страницы: 17-31

Аннотация >>
Введение. Понятийно-образное мышление - это прежде всего развитие фантазии, воображения, что актуально с учетом профессиональной (инженерной) направленности вуза. Проблемный характер задачи его формирования анализируется с позиции философской методологии, которая позволяет студентам освоить приемы, правила мыслительной деятельности, художественного языка в учебной и творческой работе. Круг вопросов, связанный с решением задачи, построен на опыте философского просвещения в техническом вузе. Методология. Объектом исследования служат художественно-образные типологические соответствия между философским мировоззрением и художественной литературой. Анализ осуществляется на принципе системности, который позволяет объяснить общность смыслового определения универсальных проблем бытия. Обсуждение. Философское просвещение в техническом вузе важно в аспекте проблемы формирования особого типа мышления, пограничного художественному, научному и философскому познанию: перевод абстрактных понятий в образы либо сочетание того и другого. Типологические соответствия философии и художественной литературы делают возможным осуществить синтез образного мышления и абстрактного мышления, определяя стиль обучения. Заключение. В моделях проведения практического занятия со студентами с целью развития воображения значительное место отводится самостоятельной работе, как в традиционной форме (реферат, эссе), так и новаторской (письмо мыслителю и сотворчество с автором текста). Решение этого вопроса имеет три аспекта: усовершенствование техники и способов исполнения; модификация видов творчества; моделирование рефлексивной ситуации (коллективное обсуждение результатов работы с малыми художественными формами). Философские размышления, инновационные идеи, игра ума, конструирование чистой мысли, формирование интеллектуального капитала могут стать самоценными при использовании любых жанров литературы в определенном результативном исполнении, наделяя новыми свойствами учебное занятие, организацию учебной деятельности.

DOI: 10.15372/PHE20250202
EDN: CMFOQH
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


3.
Интерактивное обучение как инструмент оптимизации преподавательской деятельности: методологический аспект

Е.А. Воронцов
Российский государственный университет социальных технологий, Москва, Россия
evg-v@yandex.ru
Ключевые слова: интерактивное обучение, компетентностный подход, образование, познание, методология, наука, диалектика, вопрошание, рефлексия
Страницы: 32-50

Аннотация >>
Введение. С момента включения в нормативную компоненту образовательного процесса компетентностного подхода среди основных индикаторов педагогического мастерства на первый план выходит показатель владения формами и приемами интерактивного обучения. Общемировые тренды образовательного процесса (гуманизация, персонализация, антипатернализм, плюрализм) позволяют прогнозировать неуклонный рост «спроса» на инновационные когнитивные практики и ставят на повестку дня целесообразность их совершенствования. Исследования, посвященные данной теме, как правило, ограничиваются описанием внешней составляющей интерактивного обучения (уровень интерактивных технологий), философско-теоретические основания интерактивных практик остаются в тени. Методология. В ходе работы применялись основные философские и общенаучные методы исследования: диалектика, сравнительно-исторический анализ, принцип системности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция. Обсуждение. В целях оптимизации образовательного процессе целесообразно различать имеющую глубокие исторические и философские корни идею интерактивного обучения и ее фактическую современную реализацию. В свете базовых особенностей научного знания выявлены недостатки общепринятых интерактивных практик: гипертрофия субъективности, бессистемность, отсутствие саморефлексии, игнорирование достижений и ценностей традиционной школы. Проанализированы базовые параметры философского измерения интерактивного обучения, заданные в рамках платонической, картезианской и герменевтической традиций. Заключение. Системно-содержательная модель интерактивного взаимодействия, фундированная гносеологическо-методологическими идеями классической философской мысли, предполагает сбалансированное внимание к персональным особенностям обучаемого, с одной стороны, и принципиальному различению науки и иных видов когнитивного опыта - с другой. Следует признать контрпродуктивным противопоставление интерактивных и традиционных форм передачи и контроля знаний. Методология преподавательской деятельности не должна противоречить базовым принципам научного познания.

DOI: 10.15372/PHE20250203
EDN: DPLQBV
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


4.
Кризис современной эпохи: новая идентичность как механизм обеспечения гомеорезиса социальной системы

А.Г. Конфисахор1, О.В. Плебанек2
1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
aleksandr@konfisakhor.ru
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
plebanek@mail.ru
Ключевые слова: множественная идентичность, конструктивная идентичность, гомеорезис социальной системы, идентитарная политика, социум, система образования
Страницы: 51-67

Аннотация >>
Введение. Разрыв между натуралистическими атрибуциями человека и конструктивистскими идентичностями создает проблемы в регулировании социальных процессов и вызывает закономерную тревогу в научном и политическом сообществе. Негативные стороны этого явления - появления искусственных идентичностей - требует анализа. Отношение к этому феномену находится в зависимости от выявления места процесса самоидентификации в функционировании социальной системы. Тем более важным становится разработка теоретических основ анализа идентичности в контексте реформирования и разработки программ образования. Методология. Современная научная парадигма предполагает рассмотрение общества как саморазвивающейся системы, то есть имманентно способной к переформатированию собственных структур. При этом большое место в формировании концепций социальной динамики отводится принципу телеологичности, не только допускающему, но и предполагающему невозможность исключения наблюдателя - значительную роль познающего субъекта, человека, в конструировании реальности, в которой он существует. Общие принципы постнеклассической парадигмы науки в социальном знании получили воплощение в ряде концепций. В исследование феномена множественной идентичности положены концепции автопоэзиса Матураны и Варелы, закон разнообразия Седова-Эшби. Обсуждение. На основании законов функционирования саморазвивающихся систем и соотнесения их с социальной динамикой сделан вывод о необходимом и закономерном появлении конструктивных и множественных идентичностей, становление которых связано с необходимостью формирования качеств личности, конгруэнтных новым реалиям. Заключение. Феномен множественной самоидентификации является элементом механизма гомеорезиса социальной системы, позволяющей преодолеть кризисную ситуацию и сохранить устойчивую траекторию развития в неустойчивой реальности. Законы функционирования саморазвивающихся систем указывают на необходимость сохранения структурообразующих элементов системы, что предполагает сохранение фундаментальных идентичностей. В связи с этим особую роль играет система образования, которая является одним из важнейших средств осуществления идентитарной политики.

DOI: 10.15372/PHE20250204
EDN: NSISKC
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


5.
Фундаментальное образование: индивидуальное и социальное измерения

Н.Г. Глазунов
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия
nickglazunov@mail.ru
Ключевые слова: система образования, специализация, креативная экономика, реиндустриализация, технологический уклад, догоняющая модернизация, индивидуальное и социальное измерения
Страницы: 68-79

Аннотация >>
Введение. Система образования существует в двух основных измерениях: индивидуальном и социальном. Первое измерение нацелено на реализацию субъективных способностей, второе рассматривает человека преимущественно как трудовую единицу. Статья посвящена анализу диалектической взаимосвязи функционирования системы образования во взаимосвязи с отечественной экономикой и вопросами повышения эффективности данного взаимодействия. Методология. Используется сравнительно-исторический анализ, учитывающий функционирование советской системы образования в соотношении с мировыми доминантами развития образования и экономики. Обсуждение. Развитие российской экономики требует ее диверсификации. Современная экономическая система не может быть конкурентоспособна, если в ней доминирует не производство готовой продукции, а сырьевая составляющая. Это вопрос не только экономической эффективности, но и национального суверенитета. Попытка перенять какие-либо технологические образцы у других стран и выстроить модель национальной экономики по соответствующим алгоритмам с неизбежностью приводит на путь догоняющей модернизации, которая, несмотря на многочисленные попытки рубежа ХХ-ХХI вв., фактически никогда не достигала поставленных целей. Более перспективным представляется путь развития креативной экономики, базирующейся на преобладании инновационных, творческих идей, которые получили свое коммерческое оформление. Именно сферу креативной экономики представляют в настоящее время все ведущие компании мирового уровня. Развитию креативной экономики могла бы способствовать система образования, базирующаяся не на принципах узкой специализации, а, наоборот, на широких, фундаментальных знаниях, которые позволяли бы субъекту как оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру, так и удовлетворять индивидуальные потребности. Заключение. Перспективы российской диверсифицированной экономики четко увязаны с состоянием и стратегическим вектором развития отечественного образования. Развитие креативной экономики является возможностью избежать «догоняющей модернизации» и сформировать социально-экономическую сферу, отвечающую требованиям современности.

DOI: 10.15372/PHE20250205
EDN: QSETYE
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


6.
Человеческое достоинство в образовательной стратегии российского патриотического гуманизма

И.В. Ангарская, М.Е. Позднякова
Институт социологии федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук, Москва, Россия
iraangarskaya@mail.ru
Ключевые слова: человеческое достоинство, образование, образовательная стратегия, ценности, патриотизм, глобализация, патриотический гуманизм
Страницы: 80-92

Аннотация >>
Введение. Ставится вопрос «Нужно ли формировать в системе российского образования практику патриотизма в целях воспитания человеческого достоинства?» Если нужно, то на каких принципах: социоцентризма, эгоцентризма или релятивизма? Сделан анализ значения патриотического гуманизма в формировании человеческого достоинства как процесса, основанного на гармоничном синтезе российских традиций, современных достижений, опыта научных школ, направляющих свои педагогические усилия с учетом достижений культурно-исторического (гуманитарный) и системно-деятельностного (технократический) подходов. Методология. Представлен комплексный обзор философских воззрений на предмет формирования человеческого достоинства как образовательной стратегии российского патриотического гуманизма. Междисциплинарный характер исследуемой проблемы обусловил применение аксиологии образования. Обсуждение. Россия является уникальной цивилизацией, выступающей основой для свободной жизнедеятельности и развития ее граждан, их семей, народов, составляющих фундамент достоинства самой России. Именно это и составляет качественное отличие современного образовательного подхода к формированию человеческого достоинства, который связывается с понятием патриотического гуманизма и отличается от предшествующих этапов синтезом духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания личности. В современных условиях в российском образовании в качестве нравственного основания формирования человеческого достоинства сформирована идея российского патриотического гуманизма, который сочетает в себе классические гуманистические ценности. Заключение. Человеческое достоинство в образовательной стратегии российского патриотического гуманизма можно рассматривать в аспекте традиционных ценностных основ: нравственность, чувство самореализации, самостоятельность в принятии жизненных решений, ощущение собственной значимости, осознание своего вклада в развитие государства и общества в целом. В современном отечественном образовании происходит интеграция практик гражданского и патриотического воспитания человеческого достоинства, объединение социального и правового компонентов с компонентами, представляющими духовно-нравственную составляющую, которая в свою очередь является стержнем патриотического воспитания.

DOI: 10.15372/PHE20250206
EDN: PRSCGA
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


7.
Двуязычное образование этнических меньшинств в Монголии

Н. Хишигдулам1, А.А. Изгарская2
1Монгольский национальный университет образования, Улан-Батор, Монголия
khishigdulam@msue.edu.mn
2Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: миросистемный подход, геополитическая теория, интеграционные процессы, образование в Монголии, двуязычное образование, этнические меньшинства, Баян-Ульгий
Страницы: 93-114

Аннотация >>
Введение. Современная система языкового образования Монголии нацелена на обучение подрастающих поколений монгольскому - государственному, родному и английскому языкам. На сегодняшний день необходимо задать вопрос о состоянии двуязычного образования этнических меньшинств, указать на причины существующих проблем. Методология. Проблемы двуязычного образования следует рассматривать через их взаимосвязь с динамикой монгольского общества в процессах его интеграции в советскую систему в XX в. и в международную систему разделения труда на постсоветском этапе. Теоретическим основанием послужили миросистемный подход и теория геополитической динамики Р. Коллинза. Обсуждение. Двуязычное образование этнических меньшинств зависит от характера более обширной системы, включающей монгольское общество. Социалистическая система функционировала относительно автономно от мировой системы разделения труда, ее устойчивость зависела от многообразия функций, которую могли выполнять включенные в нее общества. Способствующее устойчивости многообразие достигалось двумя путями. Во-первых, за счет территориального расширения. В этом процессе русский язык и образование служили формированию долговременных связей с включаемыми в систему обществами. Происходил не только экономический и культурный подъем монгольского общества, но и его «русификация». Во-вторых, многообразие элементов формировалось конструированием границ этнических групп, их языки выступали здесь основным средством. В результате в Монголии были созданы благоприятные условия для развития языков малых народов. После распада системы социализма языковое образование Монголии переориентировано на международную систему разделения труда с доминирующим в ней английским языком. Проекты в области языкового образования этнических меньшинств нацелены на привлечение капитала ядра, для которого необходимы долговременные связи и готовность монгольского общества поддержать его в конкуренции с Китаем. На этой основе подробно описаны проблемы двуязычного образования казахского и тувинского этнических меньшинств в аймаке Баян-Ульгий. Заключение. Монгольское государство смогло частично восстановить ранее созданную систему языкового образования этнических меньшинств. Однако миросистема вступает в период дезинтеграции, что приведет к оттоку капитала ядра. Для Монголии существует опасность оказаться в сетях неравного обмена с Китаем без всякого международного противовеса его могуществу, а значит, проблемы двуязычного образования этнических меньшинств будут ставиться и решаться иначе.

DOI: 10.15372/PHE20250207
EDN: MBWLTJ
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


8.
Стратегии развития обучения в области формирования цифровой культуры

С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия
serg2560380@yndex.ru
Ключевые слова: высшее образование, институциональный подход, продуктовый подход, моделирование образовательных взаимодействий, обучение, цифровая культура
Страницы: 115-127

Аннотация >>
Введение. В условиях стремительной цифровизации всех уровней общественной и индивидуальной жизнедеятельности исследования, связанные с конвергенцией традиционного обучения в цифровое пространство, особенно актуализируются. Статья посвящена комплексному рассмотрению соотнесенности стратегий обучения в высшей школе в рамках цифровой культуры как процессуального социотехнического феномена. Методология основывается на сочетании институционального и продуктового подходов как наиболее репрезентативных при анализе динамических процессов цифровизации. Обсуждение. Ведется множество дискуссий о достоинствах и рисках процесса взаимной конвергенции классического обучения и цифровой культуры. Рассматриваются новые образовательные практики, среди которых актуализируются персонализация, геймификация, микрообучение, использование больших данных и нейросетей в моделировании траекторий обучения и использовании образовательного контента и др. Выявляются (как возможности и как следствия) достоинства этих практик: индивидуализация обучения, повышение мотивации и вовлеченности субъектов в образовательные взаимодействия, эффект непрерывности в развитии образовательного потенциала личности и др. Вместе с достоинствами анализируются и риски. Традиционно к ним относят фрагментацию знаний, делегирование ответственности, снижение порога критического мышления, проблемы кибербезопасности, антропологизация гаджетов, «девальвация» живого опыта и многое другое. Это говорит об устойчивом тренде рассмотрения субъекта образования не только как «продукта» образовательных систем, но как «совокупной системы функций», которые он сможет выполнять, основываясь на развитом в системе образования личностном потенциале. Заключение. Формирование модели соотнесенности классического и цифрового форматов обучения находится в стадии становления. Сегодня происходит своеобразное «перераспределение активов», в процессе которого «цифровые собственники» (нейросети, образовательные платформы, чат-боты, ИИ-агенты и др.) «захватывают» пространство образовательных субъектов, начиная с государства и заканчивая семьей и индивидами. Эффекта от подобных стратегий не определяется.

DOI: 10.15372/PHE20250208
EDN: LHTBQO
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


9.
Российское образование на пути к искусственному интеллекту

Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
maierbo@gmail.com
Ключевые слова: образование, искусственный интеллект, сложность, иерархическое управление, мифы цифровизации, тест Тьюринга, бихевиоризм
Страницы: 128-141

Аннотация >>
Введение. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в образование есть некоторая подмена, в том числе и подмена понятий, поскольку интеллекта вообще, тем более искусственного, не существует. Кроме того, такая подмена может замаскировать неявные процессы, происходящие в образовательном процессе. Рассмотрим две задачи: 1) какие старые мифы об ИИ и цифровизации в образовании возродились вновь на современной технологической базе; 2) понимают ли управленцы от образования, что такое ИИ, его возможности и ограничения, а также необходимо ли им такое понимание? Методология исследования основывалась на системном анализе отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, а также на историческом анализе первоисточников возникновения машинной метафоры - «может ли машина мыслить»? Обсуждение. Сложность наиболее развитых современных цифровых нейронных сетей отстает от сложности отдельного человеческого мозга, по крайней мере, в миллион раз. Тем не менее, подменяя понятия, считают, что такая сеть обладает определенным «интеллектом». Это связано с фактически безальтернативным убеждением в области ИИ, что интеллект можно опознать по тесту Тьюринга, который есть не более чем возрождение бихевиоризма на современной компьютерной базе в его наиболее фундаменталистском проявлении: «стимул - реакция» позволяет формализовать интеллектуальные процессы. Заключение. Внедрение ИИ в сферу образования связано с тем, что в современной реальности образовательный процесс есть часть экономического процесса. Комплексное же внедрение цифровизации и ее производной ИИ консервирует сложившиеся экономические и управленческие отношения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

DOI: 10.15372/PHE20250209
EDN: KOSNFF
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


10.
Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы по проверке модели адаптации студентов первого курса языкового факультета педагогического университета

А.В. Говорушенко
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
govorushenkoaljona@gmail.com
Ключевые слова: констатирующий этап, адаптация, адаптированность, опытно-экспериментальная работа, иностранный язык, образование, обучение
Страницы: 142-158

Аннотация >>
Введение. Адаптация студентов к учебному процессу в университете является важнейшим этапом в студенческой жизни, ведь от ее успешности зависит дальнейшее обучение молодого человека, его успехи, будущее. Поэтому многие исследователи уделяют внимание адаптации студентов первого курса к изучению иностранного языка. Для проверки результативности и последующего внедрения разработанной модели необходимо определить начальные показатели уровня адаптированности студентов первого курса и провести входную диагностику. Представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке ее результативности. Методология. При построении модели используется компетентностный, системный и личностно-деятельностный подходы, а также принципы непрерывности и постоянства процесса адаптации, прогрессивности, перспективности, согласованности. Также для проведения опытно-экспериментальной работы был разработан критериально-оценочный аппарат и уровни сформированности адаптированности студентов первого курса к образовательному процессу университета. Обсуждение. Представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проверке результативности модели адаптации студентов первого курса языкового факультета педагогического университета на основе первичной диагностики их адаптированности и вводного анкетирования. Опытно-экспериментальная работа была организована на базе факультета иностранных языков (ФИЯ) ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет» (НГПУ). Экспериментальная база исследования: студенты первого курса Новосибирского государственного педагогического университета в количестве 120 человек (направление подготовки: «Педагогическое образование» с одним и двумя профилями). Заключение. Проведенный анализ и обобщение результатов констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы дают основание утверждать, что первокурсники имеют низкий уровень адаптированности к обучению в университете. Реализация разработанной модели адаптации студентов первого курса к обучению в университете способна обеспечить достижение высокого уровня адаптированности к образовательному процессу вуза.

DOI: 10.15372/PHE20250210
EDN: SSNBIN
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


11.
Эмпирический анализ функционала искусственного интеллекта в преподавании английского языка

Б.В. Пеньков1, Л.И. Агафонова2, О.Ю. Смоленчук3, Е.В. Виноградова4
1Московский университет "Синергия", Москва, Россия
penkovlinguistics@gmail.com
2Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
liagafonova@herzen.spb.ru
3Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
smolenchuk@gmail.com
4Пятигорский государственный университет, Пятигорск, Россия
vinog_le@list.ru
Ключевые слова: дистанционное обучение, искусственный интеллект, инструменты ИИ, обучение английскому языку, онлайн-обучение, смешанное обучение, цифровое обучение
Страницы: 159-174

Аннотация >>
Введение. Исследуется потенциал искусственного интеллекта (ИИ) в преподавании и изучении английского языка. Акцентируются возможности интеграции технологий искусственного интеллекта (ТИИ) в педагогическую практику и выявляются аспекты их применения в образовательном процессе. Цель исследования состоит в эмпирическом описании восприятия преподавателями и обучающимися внедрения ИИ-инструментов в процесс обучения иностранным языкам и определении возможностей позитивной динамики в данной области. Методология. Использовались качественные и количественные методы исследования, включая описательный анализ и эмпирический подход; в качестве инструмента сбора данных применялся онлайн-опрос для изучения мнений студентов и преподавателей высших учебных заведений относительно применения конкретных ТИИ в обучении английскому языку. Результаты опроса визуализированы в виде диаграммы с целью проведения сравнительного анализа данных и интерпретации процентных показателей. Методологическая база исследования сочетает теоретические основы педагогики, методики преподавания и дидактики, обеспечивая комплексный подход к анализу интеграции ИИ в образовательный процесс. Обсуждение. Анализ данных опроса выявил разнообразие мнений респондентов относительно использования и роли ИИ в преподавании английского языка. Диаграмма позволила выделить следующие тенденции: большинство участников исследования приветствуют использование ТИИ в языковом образовании, однако отмечают недостаточную осведомленность о масштабах и возможностях их применения. Студенты и преподаватели демонстрируют элементы цифровой грамотности. Эмпирический анализ показал, что респонденты ожидают от использования ИИ-технологий повышения эффективности учебного процесса, развития иноязычных коммуникативных навыков и умений. Интеграция ИИ в преподавание английского языка воспринимается как многообещающее направление, способное трансформировать образовательную практику. Заключение. Результаты опроса демонстрируют высокую готовность участников образовательного процесса к использованию ИИ-технологий для совершенствования профессиональных компетенций в английском языке.

DOI: 10.15372/PHE20250211
EDN: VBLXJW
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину


12.
Персонализация и деперсонализация во врачебной практике: к вопросу о подготовке будущих медиков

Т.Г. Лобова, Т.В. Мироненко
Омский государственный медицинский университет, Омск, Россия
lotogen@mail.ru
Ключевые слова: персонализация, деперсонализация, профессионально-личностные качества врача, высшее образование, диалог, мышление, личность, медицина
Страницы: 175-192

Аннотация >>
Введение. Активное внедрение «технократической модели» в медицину меняет характер взаимоотношений «врач - пациент». О них сегодня судят как о деперсонализированных. Деперсонализация отношений «врач - пациент» свидетельствует о сущностном «кризисе медицины». Причина последнего видится в вытеснении из практического здравоохранения наработанного веками подхода к пациенту, принципа взаимного доверия. Актуальным становится вопрос о роли высшего медицинского образования в преодолении процессов деперсонализации медицины. Преодоление возможно благодаря рефлексии ценностных основ врачебной деятельности и профессионально значимых личностных качеств специалиста в процессе обучения. Методология. Используется аксиологический подход в анализе противоречий между особенностями современной медицинской практики и декларируемыми традиционными ценностными ориентирами. Привлечение научной литературы по обозначенной проблеме коррелирует с собственным опытом преподавания гуманитарных дисциплин в медицинском вузе. Обсуждение. Рассматриваются основания диалектической природы и уникальности медицинской практики, которые с необходимостью определяют «профессионально-ценностные ориентации и качества личности» будущего специалиста. Утверждается, что в формировании будущего врача ведущая роль принадлежит дисциплинам гуманитарного цикла. Заключение. В современных условиях дегуманизации медицины одной из задач дисциплин гуманитарного цикла в медицинском вузе становится критическое осмысление ценностных оснований профессии врача. Эта задача может быть связана с применением ряда педагогических приемов, позволяющих студентам-медикам осуществить реконструкцию смысловых измерений медицины, без которых сложно удерживать целостное восприятие медицинского опыта и миссии врача.

DOI: 10.15372/PHE20250212
EDN: WWAARU
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину