Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 216.73.216.146
    [SESS_TIME] => 1751371472
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => e6cf0e873dd7ecad503632147bc5d564
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 2

Российское образование на пути к искусственному интеллекту

Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
maierbo@gmail.com
Ключевые слова: образование, искусственный интеллект, сложность, иерархическое управление, мифы цифровизации, тест Тьюринга, бихевиоризм
Страницы: 128-141

Аннотация

Введение. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в образование есть некоторая подмена, в том числе и подмена понятий, поскольку интеллекта вообще, тем более искусственного, не существует. Кроме того, такая подмена может замаскировать неявные процессы, происходящие в образовательном процессе. Рассмотрим две задачи: 1) какие старые мифы об ИИ и цифровизации в образовании возродились вновь на современной технологической базе; 2) понимают ли управленцы от образования, что такое ИИ, его возможности и ограничения, а также необходимо ли им такое понимание? Методология исследования основывалась на системном анализе отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, а также на историческом анализе первоисточников возникновения машинной метафоры - «может ли машина мыслить»? Обсуждение. Сложность наиболее развитых современных цифровых нейронных сетей отстает от сложности отдельного человеческого мозга, по крайней мере, в миллион раз. Тем не менее, подменяя понятия, считают, что такая сеть обладает определенным «интеллектом». Это связано с фактически безальтернативным убеждением в области ИИ, что интеллект можно опознать по тесту Тьюринга, который есть не более чем возрождение бихевиоризма на современной компьютерной базе в его наиболее фундаменталистском проявлении: «стимул - реакция» позволяет формализовать интеллектуальные процессы. Заключение. Внедрение ИИ в сферу образования связано с тем, что в современной реальности образовательный процесс есть часть экономического процесса. Комплексное же внедрение цифровизации и ее производной ИИ консервирует сложившиеся экономические и управленческие отношения со всеми вытекающими отсюда последствиями.

DOI: 10.15372/PHE20250209
EDN: KOSNFF
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину