Российское образование на пути к искусственному интеллекту
Б.О. Майер
Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия maierbo@gmail.com
Ключевые слова: образование, искусственный интеллект, сложность, иерархическое управление, мифы цифровизации, тест Тьюринга, бихевиоризм
Страницы: 128-141
Аннотация
Введение. Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) в образование есть некоторая подмена, в том числе и подмена понятий, поскольку интеллекта вообще, тем более искусственного, не существует. Кроме того, такая подмена может замаскировать неявные процессы, происходящие в образовательном процессе. Рассмотрим две задачи: 1) какие старые мифы об ИИ и цифровизации в образовании возродились вновь на современной технологической базе; 2) понимают ли управленцы от образования, что такое ИИ, его возможности и ограничения, а также необходимо ли им такое понимание? Методология исследования основывалась на системном анализе отечественной и зарубежной научной литературы по теме исследования, а также на историческом анализе первоисточников возникновения машинной метафоры - «может ли машина мыслить»? Обсуждение. Сложность наиболее развитых современных цифровых нейронных сетей отстает от сложности отдельного человеческого мозга, по крайней мере, в миллион раз. Тем не менее, подменяя понятия, считают, что такая сеть обладает определенным «интеллектом». Это связано с фактически безальтернативным убеждением в области ИИ, что интеллект можно опознать по тесту Тьюринга, который есть не более чем возрождение бихевиоризма на современной компьютерной базе в его наиболее фундаменталистском проявлении: «стимул - реакция» позволяет формализовать интеллектуальные процессы. Заключение. Внедрение ИИ в сферу образования связано с тем, что в современной реальности образовательный процесс есть часть экономического процесса. Комплексное же внедрение цифровизации и ее производной ИИ консервирует сложившиеся экономические и управленческие отношения со всеми вытекающими отсюда последствиями.
DOI: 10.15372/PHE20250209 EDN: KOSNFF
|