Стратегии развития обучения в области формирования цифровой культуры
С.И. Черных
Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия serg2560380@yndex.ru
Ключевые слова: высшее образование, институциональный подход, продуктовый подход, моделирование образовательных взаимодействий, обучение, цифровая культура
Страницы: 115-127
Аннотация
Введение. В условиях стремительной цифровизации всех уровней общественной и индивидуальной жизнедеятельности исследования, связанные с конвергенцией традиционного обучения в цифровое пространство, особенно актуализируются. Статья посвящена комплексному рассмотрению соотнесенности стратегий обучения в высшей школе в рамках цифровой культуры как процессуального социотехнического феномена. Методология основывается на сочетании институционального и продуктового подходов как наиболее репрезентативных при анализе динамических процессов цифровизации. Обсуждение. Ведется множество дискуссий о достоинствах и рисках процесса взаимной конвергенции классического обучения и цифровой культуры. Рассматриваются новые образовательные практики, среди которых актуализируются персонализация, геймификация, микрообучение, использование больших данных и нейросетей в моделировании траекторий обучения и использовании образовательного контента и др. Выявляются (как возможности и как следствия) достоинства этих практик: индивидуализация обучения, повышение мотивации и вовлеченности субъектов в образовательные взаимодействия, эффект непрерывности в развитии образовательного потенциала личности и др. Вместе с достоинствами анализируются и риски. Традиционно к ним относят фрагментацию знаний, делегирование ответственности, снижение порога критического мышления, проблемы кибербезопасности, антропологизация гаджетов, «девальвация» живого опыта и многое другое. Это говорит об устойчивом тренде рассмотрения субъекта образования не только как «продукта» образовательных систем, но как «совокупной системы функций», которые он сможет выполнять, основываясь на развитом в системе образования личностном потенциале. Заключение. Формирование модели соотнесенности классического и цифрового форматов обучения находится в стадии становления. Сегодня происходит своеобразное «перераспределение активов», в процессе которого «цифровые собственники» (нейросети, образовательные платформы, чат-боты, ИИ-агенты и др.) «захватывают» пространство образовательных субъектов, начиная с государства и заканчивая семьей и индивидами. Эффекта от подобных стратегий не определяется.
DOI: 10.15372/PHE20250208 EDN: LHTBQO
|