Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 216.73.216.85
    [SESS_TIME] => 1751397116
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => 450d1c781a4f7a5cfa5d0f7254516e29
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 2

Двуязычное образование этнических меньшинств в Монголии

Н. Хишигдулам1, А.А. Изгарская2
1Монгольский национальный университет образования, Улан-Батор, Монголия
khishigdulam@msue.edu.mn
2Институт философии и права СО РАН, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
Ключевые слова: миросистемный подход, геополитическая теория, интеграционные процессы, образование в Монголии, двуязычное образование, этнические меньшинства, Баян-Ульгий
Страницы: 93-114

Аннотация

Введение. Современная система языкового образования Монголии нацелена на обучение подрастающих поколений монгольскому - государственному, родному и английскому языкам. На сегодняшний день необходимо задать вопрос о состоянии двуязычного образования этнических меньшинств, указать на причины существующих проблем. Методология. Проблемы двуязычного образования следует рассматривать через их взаимосвязь с динамикой монгольского общества в процессах его интеграции в советскую систему в XX в. и в международную систему разделения труда на постсоветском этапе. Теоретическим основанием послужили миросистемный подход и теория геополитической динамики Р. Коллинза. Обсуждение. Двуязычное образование этнических меньшинств зависит от характера более обширной системы, включающей монгольское общество. Социалистическая система функционировала относительно автономно от мировой системы разделения труда, ее устойчивость зависела от многообразия функций, которую могли выполнять включенные в нее общества. Способствующее устойчивости многообразие достигалось двумя путями. Во-первых, за счет территориального расширения. В этом процессе русский язык и образование служили формированию долговременных связей с включаемыми в систему обществами. Происходил не только экономический и культурный подъем монгольского общества, но и его «русификация». Во-вторых, многообразие элементов формировалось конструированием границ этнических групп, их языки выступали здесь основным средством. В результате в Монголии были созданы благоприятные условия для развития языков малых народов. После распада системы социализма языковое образование Монголии переориентировано на международную систему разделения труда с доминирующим в ней английским языком. Проекты в области языкового образования этнических меньшинств нацелены на привлечение капитала ядра, для которого необходимы долговременные связи и готовность монгольского общества поддержать его в конкуренции с Китаем. На этой основе подробно описаны проблемы двуязычного образования казахского и тувинского этнических меньшинств в аймаке Баян-Ульгий. Заключение. Монгольское государство смогло частично восстановить ранее созданную систему языкового образования этнических меньшинств. Однако миросистема вступает в период дезинтеграции, что приведет к оттоку капитала ядра. Для Монголии существует опасность оказаться в сетях неравного обмена с Китаем без всякого международного противовеса его могуществу, а значит, проблемы двуязычного образования этнических меньшинств будут ставиться и решаться иначе.

DOI: 10.15372/PHE20250207
EDN: MBWLTJ
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину