Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 216.73.216.85
    [SESS_TIME] => 1751396662
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => 4473053c86e5882f7d02955c4e86af13
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 2

Фундаментальное образование: индивидуальное и социальное измерения

Н.Г. Глазунов
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Москва, Россия
nickglazunov@mail.ru
Ключевые слова: система образования, специализация, креативная экономика, реиндустриализация, технологический уклад, догоняющая модернизация, индивидуальное и социальное измерения
Страницы: 68-79

Аннотация

Введение. Система образования существует в двух основных измерениях: индивидуальном и социальном. Первое измерение нацелено на реализацию субъективных способностей, второе рассматривает человека преимущественно как трудовую единицу. Статья посвящена анализу диалектической взаимосвязи функционирования системы образования во взаимосвязи с отечественной экономикой и вопросами повышения эффективности данного взаимодействия. Методология. Используется сравнительно-исторический анализ, учитывающий функционирование советской системы образования в соотношении с мировыми доминантами развития образования и экономики. Обсуждение. Развитие российской экономики требует ее диверсификации. Современная экономическая система не может быть конкурентоспособна, если в ней доминирует не производство готовой продукции, а сырьевая составляющая. Это вопрос не только экономической эффективности, но и национального суверенитета. Попытка перенять какие-либо технологические образцы у других стран и выстроить модель национальной экономики по соответствующим алгоритмам с неизбежностью приводит на путь догоняющей модернизации, которая, несмотря на многочисленные попытки рубежа ХХ-ХХI вв., фактически никогда не достигала поставленных целей. Более перспективным представляется путь развития креативной экономики, базирующейся на преобладании инновационных, творческих идей, которые получили свое коммерческое оформление. Именно сферу креативной экономики представляют в настоящее время все ведущие компании мирового уровня. Развитию креативной экономики могла бы способствовать система образования, базирующаяся не на принципах узкой специализации, а, наоборот, на широких, фундаментальных знаниях, которые позволяли бы субъекту как оперативно реагировать на рыночную конъюнктуру, так и удовлетворять индивидуальные потребности. Заключение. Перспективы российской диверсифицированной экономики четко увязаны с состоянием и стратегическим вектором развития отечественного образования. Развитие креативной экономики является возможностью избежать «догоняющей модернизации» и сформировать социально-экономическую сферу, отвечающую требованиям современности.

DOI: 10.15372/PHE20250205
EDN: QSETYE
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину