Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 216.73.216.85
    [SESS_TIME] => 1751406783
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => 90968b1466829550c51346bc4a2c2fd4
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 2

Кризис современной эпохи: новая идентичность как механизм обеспечения гомеорезиса социальной системы

А.Г. Конфисахор1, О.В. Плебанек2
1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия
aleksandr@konfisakhor.ru
2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
plebanek@mail.ru
Ключевые слова: множественная идентичность, конструктивная идентичность, гомеорезис социальной системы, идентитарная политика, социум, система образования
Страницы: 51-67

Аннотация

Введение. Разрыв между натуралистическими атрибуциями человека и конструктивистскими идентичностями создает проблемы в регулировании социальных процессов и вызывает закономерную тревогу в научном и политическом сообществе. Негативные стороны этого явления - появления искусственных идентичностей - требует анализа. Отношение к этому феномену находится в зависимости от выявления места процесса самоидентификации в функционировании социальной системы. Тем более важным становится разработка теоретических основ анализа идентичности в контексте реформирования и разработки программ образования. Методология. Современная научная парадигма предполагает рассмотрение общества как саморазвивающейся системы, то есть имманентно способной к переформатированию собственных структур. При этом большое место в формировании концепций социальной динамики отводится принципу телеологичности, не только допускающему, но и предполагающему невозможность исключения наблюдателя - значительную роль познающего субъекта, человека, в конструировании реальности, в которой он существует. Общие принципы постнеклассической парадигмы науки в социальном знании получили воплощение в ряде концепций. В исследование феномена множественной идентичности положены концепции автопоэзиса Матураны и Варелы, закон разнообразия Седова-Эшби. Обсуждение. На основании законов функционирования саморазвивающихся систем и соотнесения их с социальной динамикой сделан вывод о необходимом и закономерном появлении конструктивных и множественных идентичностей, становление которых связано с необходимостью формирования качеств личности, конгруэнтных новым реалиям. Заключение. Феномен множественной самоидентификации является элементом механизма гомеорезиса социальной системы, позволяющей преодолеть кризисную ситуацию и сохранить устойчивую траекторию развития в неустойчивой реальности. Законы функционирования саморазвивающихся систем указывают на необходимость сохранения структурообразующих элементов системы, что предполагает сохранение фундаментальных идентичностей. В связи с этим особую роль играет система образования, которая является одним из важнейших средств осуществления идентитарной политики.

DOI: 10.15372/PHE20250204
EDN: NSISKC
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину