Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 216.73.216.163
    [SESS_TIME] => 1751386872
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => f17b36ec11dcda2e1d90d6ef8d02475c
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 2

Интерактивное обучение как инструмент оптимизации преподавательской деятельности: методологический аспект

Е.А. Воронцов
Российский государственный университет социальных технологий, Москва, Россия
evg-v@yandex.ru
Ключевые слова: интерактивное обучение, компетентностный подход, образование, познание, методология, наука, диалектика, вопрошание, рефлексия
Страницы: 32-50

Аннотация

Введение. С момента включения в нормативную компоненту образовательного процесса компетентностного подхода среди основных индикаторов педагогического мастерства на первый план выходит показатель владения формами и приемами интерактивного обучения. Общемировые тренды образовательного процесса (гуманизация, персонализация, антипатернализм, плюрализм) позволяют прогнозировать неуклонный рост «спроса» на инновационные когнитивные практики и ставят на повестку дня целесообразность их совершенствования. Исследования, посвященные данной теме, как правило, ограничиваются описанием внешней составляющей интерактивного обучения (уровень интерактивных технологий), философско-теоретические основания интерактивных практик остаются в тени. Методология. В ходе работы применялись основные философские и общенаучные методы исследования: диалектика, сравнительно-исторический анализ, принцип системности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция. Обсуждение. В целях оптимизации образовательного процессе целесообразно различать имеющую глубокие исторические и философские корни идею интерактивного обучения и ее фактическую современную реализацию. В свете базовых особенностей научного знания выявлены недостатки общепринятых интерактивных практик: гипертрофия субъективности, бессистемность, отсутствие саморефлексии, игнорирование достижений и ценностей традиционной школы. Проанализированы базовые параметры философского измерения интерактивного обучения, заданные в рамках платонической, картезианской и герменевтической традиций. Заключение. Системно-содержательная модель интерактивного взаимодействия, фундированная гносеологическо-методологическими идеями классической философской мысли, предполагает сбалансированное внимание к персональным особенностям обучаемого, с одной стороны, и принципиальному различению науки и иных видов когнитивного опыта - с другой. Следует признать контрпродуктивным противопоставление интерактивных и традиционных форм передачи и контроля знаний. Методология преподавательской деятельности не должна противоречить базовым принципам научного познания.

DOI: 10.15372/PHE20250203
EDN: DPLQBV
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину