Интерактивное обучение как инструмент оптимизации преподавательской деятельности: методологический аспект
Е.А. Воронцов
Российский государственный университет социальных технологий, Москва, Россия evg-v@yandex.ru
Ключевые слова: интерактивное обучение, компетентностный подход, образование, познание, методология, наука, диалектика, вопрошание, рефлексия
Страницы: 32-50
Аннотация
Введение. С момента включения в нормативную компоненту образовательного процесса компетентностного подхода среди основных индикаторов педагогического мастерства на первый план выходит показатель владения формами и приемами интерактивного обучения. Общемировые тренды образовательного процесса (гуманизация, персонализация, антипатернализм, плюрализм) позволяют прогнозировать неуклонный рост «спроса» на инновационные когнитивные практики и ставят на повестку дня целесообразность их совершенствования. Исследования, посвященные данной теме, как правило, ограничиваются описанием внешней составляющей интерактивного обучения (уровень интерактивных технологий), философско-теоретические основания интерактивных практик остаются в тени. Методология. В ходе работы применялись основные философские и общенаучные методы исследования: диалектика, сравнительно-исторический анализ, принцип системности, принцип восхождения от абстрактного к конкретному, наблюдение, моделирование, анализ, синтез, индукция, дедукция. Обсуждение. В целях оптимизации образовательного процессе целесообразно различать имеющую глубокие исторические и философские корни идею интерактивного обучения и ее фактическую современную реализацию. В свете базовых особенностей научного знания выявлены недостатки общепринятых интерактивных практик: гипертрофия субъективности, бессистемность, отсутствие саморефлексии, игнорирование достижений и ценностей традиционной школы. Проанализированы базовые параметры философского измерения интерактивного обучения, заданные в рамках платонической, картезианской и герменевтической традиций. Заключение. Системно-содержательная модель интерактивного взаимодействия, фундированная гносеологическо-методологическими идеями классической философской мысли, предполагает сбалансированное внимание к персональным особенностям обучаемого, с одной стороны, и принципиальному различению науки и иных видов когнитивного опыта - с другой. Следует признать контрпродуктивным противопоставление интерактивных и традиционных форм передачи и контроля знаний. Методология преподавательской деятельности не должна противоречить базовым принципам научного познания.
DOI: 10.15372/PHE20250203 EDN: DPLQBV
|