Философская методология в художественном творчестве: опыт развития воображения в техническом вузе
Н.Ф. Свобода, О.Б. Воробьева
Приволжский государственный университет путей сообщения, Самара, Россия svoboda.delja@me.com
Ключевые слова: художественная литература, рефлексия, воображение, творчество в обучении, философское просвещение, междисциплинарный подход в образовании, философская методология
Страницы: 17-31
Аннотация
Введение. Понятийно-образное мышление - это прежде всего развитие фантазии, воображения, что актуально с учетом профессиональной (инженерной) направленности вуза. Проблемный характер задачи его формирования анализируется с позиции философской методологии, которая позволяет студентам освоить приемы, правила мыслительной деятельности, художественного языка в учебной и творческой работе. Круг вопросов, связанный с решением задачи, построен на опыте философского просвещения в техническом вузе. Методология. Объектом исследования служат художественно-образные типологические соответствия между философским мировоззрением и художественной литературой. Анализ осуществляется на принципе системности, который позволяет объяснить общность смыслового определения универсальных проблем бытия. Обсуждение. Философское просвещение в техническом вузе важно в аспекте проблемы формирования особого типа мышления, пограничного художественному, научному и философскому познанию: перевод абстрактных понятий в образы либо сочетание того и другого. Типологические соответствия философии и художественной литературы делают возможным осуществить синтез образного мышления и абстрактного мышления, определяя стиль обучения. Заключение. В моделях проведения практического занятия со студентами с целью развития воображения значительное место отводится самостоятельной работе, как в традиционной форме (реферат, эссе), так и новаторской (письмо мыслителю и сотворчество с автором текста). Решение этого вопроса имеет три аспекта: усовершенствование техники и способов исполнения; модификация видов творчества; моделирование рефлексивной ситуации (коллективное обсуждение результатов работы с малыми художественными формами). Философские размышления, инновационные идеи, игра ума, конструирование чистой мысли, формирование интеллектуального капитала могут стать самоценными при использовании любых жанров литературы в определенном результативном исполнении, наделяя новыми свойствами учебное занятие, организацию учебной деятельности.
DOI: 10.15372/PHE20250202 EDN: CMFOQH
|