Образование - природный дар или коммерческая услуга
Г.И. Петрова, Б.В. Май
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия seminar_2008@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, философская антропология, коммерциализация образования, образование как способ бытия, образование как услуга, образовательное знание
Страницы: 5-16
Аннотация
Введение. В ситуации современных трансформаций в образовании как социальном институте актуально и важно сохранить его аутентичную сущность, а именно: его изначально философское ви́дение как способ человеческого бытия. Методологическая платформа - философская антропология, позволяющая раскрыть онтологическую природу образования. Специфика человека - его рефлексирующая открытость в мир, обусловливающая познавательную интенцию и сообщающая объективную возможность «прирастать» (Дж. Дьюи) миром, то есть образовывать себя из него. Цель - обосновать недопустимость процессов коммерции в образовании, если видеть его в онтологическом ракурсе, то есть как способ человеческого бытия. Обсуждение. Благодаря дару рефлексивного сознания человек находит себя в мире способом познания и, следовательно, постоянного становления-образования. Социальный институт образования и педагогика как наука создаются в помощь человеку в реализации его способа бытия в конкретном сущем (в определенном историческом периоде, культуре социальных этапов развития, национальной самобытности и пр.). Онтологическая специфика образования - это процесс постоянного образовывания человеком себя, его самообразование. Такова подлинность и человека, и образования. Философия времен Древней Греции в раскрытии человеком своей подлинности путем образования видит его счастье (эвдемония). Такое (философское) определение образования имеет резонанс в педагогике и обосновывает необходимое единение философской и педагогической антропологий. В случае указанного единства, во-первых, педагогика рассматривается в качестве гуманитарной, а не инженерной науки, во-вторых, образование как онтологический процесс становления-«роста» человека в его подлинности не может быть предметом коммерции. Заключение. Поскольку образование, имея онтологическую природу, есть еще и социальный институт, то коммерциализация может стать фактом, хотя и нарушающим его подлинность.
DOI: 10.15372/PHE20250201 EDN: CGTHBB
|