Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 216.73.216.163
    [SESS_TIME] => 1751386925
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => a5172393580d166633233eec22051efc
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 2

Образование - природный дар или коммерческая услуга

Г.И. Петрова, Б.В. Май
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
seminar_2008@mail.ru
Ключевые слова: философия образования, философская антропология, коммерциализация образования, образование как способ бытия, образование как услуга, образовательное знание
Страницы: 5-16

Аннотация

Введение. В ситуации современных трансформаций в образовании как социальном институте актуально и важно сохранить его аутентичную сущность, а именно: его изначально философское ви́дение как способ человеческого бытия. Методологическая платформа - философская антропология, позволяющая раскрыть онтологическую природу образования. Специфика человека - его рефлексирующая открытость в мир, обусловливающая познавательную интенцию и сообщающая объективную возможность «прирастать» (Дж. Дьюи) миром, то есть образовывать себя из него. Цель - обосновать недопустимость процессов коммерции в образовании, если видеть его в онтологическом ракурсе, то есть как способ человеческого бытия. Обсуждение. Благодаря дару рефлексивного сознания человек находит себя в мире способом познания и, следовательно, постоянного становления-образования. Социальный институт образования и педагогика как наука создаются в помощь человеку в реализации его способа бытия в конкретном сущем (в определенном историческом периоде, культуре социальных этапов развития, национальной самобытности и пр.). Онтологическая специфика образования - это процесс постоянного образовывания человеком себя, его самообразование. Такова подлинность и человека, и образования. Философия времен Древней Греции в раскрытии человеком своей подлинности путем образования видит его счастье (эвдемония). Такое (философское) определение образования имеет резонанс в педагогике и обосновывает необходимое единение философской и педагогической антропологий. В случае указанного единства, во-первых, педагогика рассматривается в качестве гуманитарной, а не инженерной науки, во-вторых, образование как онтологический процесс становления-«роста» человека в его подлинности не может быть предметом коммерции. Заключение. Поскольку образование, имея онтологическую природу, есть еще и социальный институт, то коммерциализация может стать фактом, хотя и нарушающим его подлинность.

DOI: 10.15372/PHE20250201
EDN: CGTHBB
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину