Преемственность и перспективы Научной школы философии образования Новосибирского государственного педагогического университета (посвящается 25-летию со дня основания)
Б.О. Майер1, Т.С. Косенко1, И.В. Яковлева1, Е.В. Ушакова2, С.И. Черных3
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия maierbo@gmail.com 2Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 3Новосибирский государственный аграрный университет, Новосибирск, Россия 2560380@ngs.ru
Ключевые слова: философия образования, социальная и политическая философия, преемственность, перспективы, Научная школа философии образования, Научно-исследовательский институт философии образования
Страницы: 184-205
Аннотация
Введение. Основным условием достижения перспектив развития российского государства в глобальной миросистеме становятся инновационные основы образовательной деятельности. Интеграция российского научного и педагогического сообщества в мировое образовательное пространство требует методологически подкрепленной собственной рефлексивной теории и практики взаимодействия с обществом. Методология. Коллектив Научной школы философии образования Новосибирского государственного педагогического университета находится в поиске основ взаимодействия с мировой научной общественностью одновременно с осознанием собственной субъектности. Фундаментальные и прикладные научные исследования как основа развития инновационной деятельности Научной школы философия образования основаны на диалектике новых онтологических, эпистемологических и аксиологических основ современного образовательного пространства. Сегодня необходима их адаптация к новым политическим, экономическим и общественным отношениям, требующим более объективного философского, социально-философского и гуманитарного осмысления. Обсуждение. За 25 лет продуктивной научной активности коллективом последователей основателя Научной школы философии образования Новосибирского государственного педагогического университета Нины Васильевны Наливайко разработано философское понимание системы «общество - образование - человек», основанное на необходимости диалога философии и образования. По этой причине область исследования сущности, проблем и перспектив отечественного образования определяется как созревание новой теории образования. Ее становление сопровождается переходом от индустриального общества к информационному, новыми требованиями к системе образования и, соответственно, эволюцией философии образования в сферу особого цикла наук (онтологии образования, эпистемологии образования, аксиологии образования, праксиологии образования и др.). Заключение. Научная школа философии образования в перспективе планирует масштабные задачи, необходимые для эмпирии образования. В-первых, это возможность создания собственных методологических основ для решения многочисленных образовательных проблем и социальных противоречий. Во-вторых, осознавая социальную необходимость осуществления системной взаимосвязи образования с мировым научным сообществом как необходимости эффективной перспективной и долгосрочной интеграции, следует признать путь формирования солидарного неконфликтного (или малоконфликтного) ноосферного общества.
DOI: 10.15372/PHE20250112 EDN: MYDWFG
|