Историко-философская ретроспектива категории «гражданское воспитание»
З.А. Аксютина
Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия aksutina_zulfia@mail.ru
Ключевые слова: гражданское воспитание, историко-философский анализ, исторический период, категория, общество, теоретический образ
Страницы: 171-183
Аннотация
Введение. Исследование генезиса категории «гражданское воспитание» обусловлено тем, что в философии воспитания недостаточно исследований этого феномена с социально-философских мировоззренческих позиций. Цель статьи - провести анализ формирования категориальной природы понятия «гражданское воспитание» в исторической динамике и сделать обобщающее умозаключение его современного состояния. Методология. Работа носит теоретический характер, поэтому применен историко-философский подход как основной метод исследования. Обсуждение. Ретроспектива развития категории «гражданское воспитание» показала, что она имеет междисциплинарный характер. Зарождение гражданского воспитания связано с происхождением государств, формированием их границ, оформлением систем власти и норм общественного поведения, что нашло отражение еще в трудах Аристотеля, Демокрита, Платона, Цицерона и др. В Средневековье на первый план выходит религиозное воспитание, в котором воспитание гражданское «растворяется» в религиозных догматах, что утверждается как общественное благо и позволяет говорить о подмене одного ценностно-ориентированного воспитания на другое. В Новое время происходит интенсификация экономического развития и формирование новых социальных отношений, что вызывает острый идеологический кризис и приводит к углублению содержания гражданского воспитания. В Новейшее время развитие гражданского воспитания приобретает государственно-локализированный характер в виде идеологии обособленных государств. Анализ гражданского воспитания современной эпохи позволяет утверждать, что категория «гражданское воспитание» обладает онтологическими характеристиками: априорностью, объективностью, универсальностью и др. Заключение. Проведенный анализ историко-философского контекста категории «гражданское воспитание» позволил выделить особенности его формирования в исторической ретроспективе. Преемственное современное состояние развития категории «гражданское воспитание» характеризуется зависимостью от социально-экономических и политических процессов и определяется индивидуальными экзистенциальными изменениями.
DOI: 10.15372/PHE20250111 EDN: FTBRYP
|