Репрезентация медиаобразовательного пространства: социально-философские приоритеты
И.В. Яковлева1, Е.В. Ушакова2, Ю. Чжан3, С.Н. Цаплин1
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Алтайский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, Барнаул, Россия foaushakova@gmail.com 3Шаньдунский институт физического воспитания, Цзинань, Китайская Народная Республика 543018031@qq.com
Ключевые слова: социальная философия, философия образования, аксиологические приоритеты, образовательное пространство, категориальный аппарат, глобализм, ноосферизм
Страницы: 139-157
Аннотация
Введение. Фактически любая мировоззренческая или методологическая конструкция представляет собой определенную систему знания, включающую исходные понятия, правила построения высказываний и выводы в виде производных суждений, которые после необходимого подтверждения приобретают форму всеобщего убеждения. Подобным критериям соответствует методология глобализма и ноосферизма, заявленных в мировой социально-политической философии и философии образования. С аксиологических позиций они обращены к интересам и потребностям, смыслам и ценностям субъектов образовательного пространства. Репрезентация мировоззренческих установок и теоретических конструктов исходных оснований образовательного пространства является целью данного исследования. Методология. Аксиологический дискурс вопросов построения всеобщего образовательного пространства актуализирует необходимость критической философской оценки ряда инновационных теоретико-методологических, мировоззренческих, информационных и социально-технологических подходов, ориентированных на сравнительный анализ разных глобальных социальных идей - глобализма и ноосферизма. Это обусловлено активным продвижением таких идей в социально-политической и философско-образовательной теории познания в первой четверти XXI в., что, собственно, и требует их аксиологически ориентированного научно-философского анализа. Данная проблема связана с выяснением того, как и каким образом с помощью рациональной социально-философской мысли возможно и необходимо по-новому актуализировать современное образовательное пространство с учетом разнонаправленных векторов социального бытия. Обсуждение. Рассмотрен генезис аксиологических методологических конструктов с целью обнаружения в историческом и логическом ключе идей и тенденций становления цельной, развивающей информационно-образовательной методологии с целью обоснованного выбора приоритетов в медиапространстве и медиаобразовании будущего. Заключение. Разработка аксиологической методологии для образовательной активизации медиапространства возможна в процессе разработки конструктивных механизмов перехода от традиционных образовательных доминант к прогрессивно-развивающим инновационным, что, в частности, репрезентирует ценностные ориентиры российских и китайских информационно-технологических возможностей.
DOI: 10.15372/PHE20250109 EDN: EJLSQE
|