Определение ценностных установок студентов в архитектурно-дизайнерском проектировании
Н.С. Жданова, С.А. Гаврицков, Т.В. Саляева
Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия gdnacerg@mail.ru
Ключевые слова: аксиология, ценности, ценностные ориентации, студенты-дизайнеры, типовое жилье, перепланировка, реконструкция
Страницы: 109-122
Аннотация
Введение. Исследование имеет целью познакомить с опытом формирования ценностных ориентаций у будущих дизайнеров на примере изменения отношения к типовому жилью 1960-х гг. Для своего времени панельное типовое жилье было большим архитектурным и технологическим прорывом, позволившим во многом решить «квартирный вопрос» в нашей стране, но сегодня отношение к нему большинства потребителей изменилось. Панельные пятиэтажки составляют одну пятую часть всего жилого фонда страны. Материализованные ценности прошлого вступают в противоречие с ценностными установками современного человека. Пути модернизации зданий и пути изменения сознания будущих дизайнеров пересекаются в архитектурно-дизайнерском проектировании, которое и стало предметом исследования. Методология. Ценностно ориентированный мониторинг осуществлялся со студентами третьего курса по направлению подготовки «Дизайн» Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. Студенты осуществляли перепланировку отдельных квартир или реконструкцию здания 1960-х гг. Практическая значимость исследования заключается в приемах специально организованной архитектурно-дизайнерской деятельности, в процессе которой студенты переходят от ценностей потребителя к ценностям проектировщика, что обусловливает их профессиональную зрелость. Обсуждение. Опрос и обсуждение свидетельствуют, что большинство студентов отрицательно относятся к так называемым «хрущевкам». Для формирования новых профессиональных ценностных ориентиров в обучении использовались новые технологии. Новизна исследования заключается в проверке возможности инновационного архитектурно-дизайнерского проектирования. Заключение. Проведенное исследование показало необходимость развития творческого потенциала студентов. Результатом специально организованной учебной деятельности стал интерес к выполнению проектов реконструкции и модернизации зданий и изменилось ценностное отношения к архитектурному наследию нашей страны.
DOI: 10.15372/PHE20250107 EDN: BTGIUY
|