Когнитивное развитие студентов технического вуза через большие языковые модели в процессе изучения иностранного языка
Д.В. Володина, Ю.С. Юрьева
Сибирский государственный университет путей сообщения, Новосибирск, Россия dina.volodina@mail.ru
Ключевые слова: компетентностный подход, иностранный язык, большие языковые модели, когнитивное развитие, искусственный интеллект, мыслительные операции, универсальные компетенции, когнитивные умения
Страницы: 76-92
Аннотация
Введение. Авторами проанализированы особенности формирования когнитивных умений студентов технического вуза в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык». В связи с чем рассмотрены понятие «компетентность» и его составляющие, формируемые в системе высшего образования для подготовки конкурентоспособного специалиста. Целью исследования является изучение особенностей развития когнитивных умений студентов технического вуза в процессе изучения иностранного языка. Обоснована значимость когнитивного компонента универсальных компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины «Иностранный язык» в техническом вузе. Приведены и описаны индикаторы сформированности УК-4 для изучения дисциплины «Иностранный язык» по специальности 23.05.04 «Эксплуатация железных дорог». Методология исследования включает в себя рассмотрение современных технологий и методов обучения иностранному языку с позиции развития когнитивных умений. Для комплексного понимания изучаемой проблемы был проведен опрос обучающихся по этому направлению. Сбор данных и наблюдения авторов позволили прийти к следующим результатам: выявлены частотные мыслительные операции, которые развиваются в ходе выполнения заданий по иностранному языку с использованием больших языковых моделей. Обсуждение. Отдельная часть исследования посвящена применению больших языковых моделей (Large Language Models) в качестве вспомогательного инструмента при формировании когнитивных умений. Изучены основные функции больших языковых моделей и их роль в развитии когнитивных умений; сопоставлены функции больших языковых моделей, используемые при выполнении заданий по иностранному языку, и формируемые ими мыслительные операции. Заключение. Современный компетентностный подход в образовании требует развития когнитивных умений студентов для обеспечения их будущей конкурентоспособности, при этом важно сбалансированное использование цифровых технологий и традиционных методов обучения для более эффективного формирования универсальных компетенций.
DOI: 10.15372/PHE20250105 EDN: YNNDMC
|