Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 2880
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [PASSWORD_CHECK_WEAK] => N
                    [PASSWORD_CHECK_POLICY] => N
                    [PASSWORD_CHANGE_DAYS] => 0
                    [PASSWORD_UNIQUE_COUNT] => 0
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [BLOCK_TIME] => 0
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.86.142
    [SESS_TIME] => 1745032043
    [IS_EXPIRED] => 
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [SESS_SHOW_INCLUDE_TIME_EXEC] => 
    [fixed_session_id] => 8cceac669fcae9bdbaf472a3210c4d15
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

    [SESS_OPERATIONS] => Array
        (
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2025 год, номер 1

Преодоление рисков использования нейросетей для генерации текста: когнитивные, этические, педагогические аспекты

Е.В. Биричева
Институт философии и права Уральского отделения Российской академии наук, Екатеринбург, Россия
ek.v.bir@gmail.com
Ключевые слова: нейронная сеть, генерация текста, чат-бот, искусственный интеллект, ИИ, этические проблемы, педагогические проблемы, цифровизация, целеориентированный подход
Страницы: 57-75

Аннотация

Введение. Использование современных искусственных интеллектуальных систем во многих профессиональных и повседневных практиках помимо положительных эффектов может иметь негативные последствия. Особого внимания заслуживают сферы науки и образования, поскольку неконтролируемое применение генеративных нейросетей может нести риски для развития компетенций, связанных с созданием творческих продуктов, а также породить ряд этических проблем. Целью исследования является систематизация вызовов, которые порождает использование нейросетей для генерации текста в науке и образовании, а также философское осмысление оснований преодоления когнитивных, этических и педагогических рисков применения данных технологий. Методология основывается на феноменологическом анализе онтологического статуса современных искусственных интеллектуальных систем, возможных проблем в области развития когнитивных и коммуникативных способностей человека и причин недобросовестного применения генеративных нейросетей. Опора на теоретические положения целеориентированного подхода позволяет определить границы допустимого использования инструментов ИИ и наметить траектории наиболее эффективного преодоления выявленных проблем по оси целевых установок акторов, задействованных в исследуемых процессах. Обсуждение. Показаны когнитивные и коммуникативные особенности человека в контексте взросления, развития мышления и языковой способности в сопоставлении с инструментами искусственных интеллектуальных систем. С учетом «слабых мест» генеративных нейросетей систематизированы этически недопустимые направления их применения. Проанализированы условия переживания дилемм, в которых может быть совершен неэтичный выбор, на основании чего выделены принципы минимизации таких ситуаций в плане использования искусственных интеллектуальных систем. Предложены конкретные меры по регулированию применения нейросетей в образовании. Заключение. Систематизированы проблемы и пути их комплексного преодоления в контексте онтогносеологических оснований взаимодействия человека и искусственных интеллектуальных систем в «гибридной» реальности.

DOI: 10.15372/PHE20250104
EDN: YIAOMF
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину