О НАСЛАЖДЕНИИ СЧИТАЮЩЕЙ ДУШИ
И.Ф. Михайлов
Институт философии РАН, Москва, Россия ifmikhailov@iphras.ru
Ключевые слова: музыка, язык, семантика, вычисление, мозг, нейрофизиология, когнитивные науки
Страницы: 121-142
Аннотация
Когнитивные исследования музыки имеют долгую историю. Мысли, созвучные сегодняшним представлениям, были высказаны еще Г.В. Лейбницем в начале XVIII в., обыграны А. Шопенгауэром и получили новый импульс после так называемой когнитивной революции, когда все, что связано с познанием, было решено понимать как обработку символов согласно правилам. Люди используют символы для записи естественной речи - главного средства информационных обменов, для операций с количествами и для сохранения музыкальных идей, но правила этих символических систем существенно различаются. Поэтому в рамках классического когнитивного подхода возобладала точка зрения, представленная в работах Ф. Лердала и Р. Джекендоффа, согласно которой говорить о семантике музыки в привычном смысле слова не приходится, хотя некоторые нейрофизиологические данные указывают как минимум на взаимное перекрытие «речевых» и «музыкальных» регионов мозга. Этот подход основывался на классическом понимании вычисления как правилосообразной манипуляции символами. На нынешнем этапе развития когнитивных наук такое понимание очевидно недостаточно. Необходимо различать естественные вычисления и их репрезентации в сознательных операциях и человеческой коммуникации. Подход, известный ныне как предиктивное кодирование, предлагает «мягкое» понимание вычисления как любого преобразования информации, определяя последнюю (вслед за К. Шенноном) как все, что уменьшает неопределенность. Используя байесовские вероятностные методы, сторонники этой концепции демонстрируют возможные способы разрешения некоторых парадоксов в нейрофизиологических данных относительно обработки мозгом музыкальной информации.,
DOI: 10.15372/PS20240408 |