Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.105.199
    [SESS_TIME] => 1735065257
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 09e5c5669833d8e5aea10833d88bc3c5
    [UNIQUE_KEY] => 1be386c030b431bcd29f56ee90520677
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2024 год, номер 4

Проблема реализации гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: анализ диссертаций 2004-2024 гг

Н.Н. Абакумова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия
niv_tomsk@mail.ru
Ключевые слова: общенаучный гуманитарный подход, естественно-научный подход, диссертационные исследования, педагогическая наука
Страницы: 70-83

Аннотация

Введение. Актуализирована проблема использования общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях. Гуманитарный подход рассматривается через призму композиционных уровней: общенаучного и педагогического, объектного и предметного, с целью выявления наиболее востребованных и актуальных подходов, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля. Методология. Исследование основывается на базовых трудах И. Канта и В. Дильтея, в которых раскрываются основы общенаучного гуманитарного подхода. Выделение композиционных уровней реализации гуманитарного подхода проходило с опорой на антропологический контекст образования (В. И. Слободчиков, А. В. Леонтович), работы М. Мамардашвили, в которых показано развитие педагогической науки в контексте гуманитарного подхода. Обсуждение. Проведено обзорное исследование 420 диссертаций по педагогическим наукам, защищенным в период с 2004 по 2024 г. Показаны перспективы реализации общенаучного гуманитарного подхода в педагогической науке как ресурса философии образования, направленного на решение философско-мировоззренческих и теоретико-познавательных задач. Выделена специфика гуманитарного знания: 1) постоянное развитие во времени и пространстве; 2) незавершенность развития объекта; 3) изменчивость оценки объекта в зависимости от времени, контекста и эксперта. Установлены ограничения используемых методов исследования. Уточнены характеристики структурализма, которые позволили отнести аксиологический, личностно-ориентированный, акмеологический, ситуационно-средовой и прочие подходы к общенаучному гуманитарному подходу. Заключение. Установлены характеристики, которые отражают специфику общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: субъективность знания, доминирование в результатах «продолжения личности» ученого; интуитивное постижение истины и неприменимость законов логики; допустимость множества вариантов интерпретаций; недопустимость критерия «правильности». Выявлены наиболее востребованные и актуальные подходы, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля.

DOI: 10.15372/PHE20240405
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину