Проблема реализации гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: анализ диссертаций 2004-2024 гг
Н.Н. Абакумова
Национальный исследовательский Томский государственный университет, Томск, Россия niv_tomsk@mail.ru
Ключевые слова: общенаучный гуманитарный подход, естественно-научный подход, диссертационные исследования, педагогическая наука
Страницы: 70-83
Аннотация
Введение. Актуализирована проблема использования общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях. Гуманитарный подход рассматривается через призму композиционных уровней: общенаучного и педагогического, объектного и предметного, с целью выявления наиболее востребованных и актуальных подходов, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля. Методология. Исследование основывается на базовых трудах И. Канта и В. Дильтея, в которых раскрываются основы общенаучного гуманитарного подхода. Выделение композиционных уровней реализации гуманитарного подхода проходило с опорой на антропологический контекст образования (В. И. Слободчиков, А. В. Леонтович), работы М. Мамардашвили, в которых показано развитие педагогической науки в контексте гуманитарного подхода. Обсуждение. Проведено обзорное исследование 420 диссертаций по педагогическим наукам, защищенным в период с 2004 по 2024 г. Показаны перспективы реализации общенаучного гуманитарного подхода в педагогической науке как ресурса философии образования, направленного на решение философско-мировоззренческих и теоретико-познавательных задач. Выделена специфика гуманитарного знания: 1) постоянное развитие во времени и пространстве; 2) незавершенность развития объекта; 3) изменчивость оценки объекта в зависимости от времени, контекста и эксперта. Установлены ограничения используемых методов исследования. Уточнены характеристики структурализма, которые позволили отнести аксиологический, личностно-ориентированный, акмеологический, ситуационно-средовой и прочие подходы к общенаучному гуманитарному подходу. Заключение. Установлены характеристики, которые отражают специфику общенаучного гуманитарного подхода в педагогических исследованиях: субъективность знания, доминирование в результатах «продолжения личности» ученого; интуитивное постижение истины и неприменимость законов логики; допустимость множества вариантов интерпретаций; недопустимость критерия «правильности». Выявлены наиболее востребованные и актуальные подходы, которые используются в диссертационных исследованиях педагогического профиля.
DOI: 10.15372/PHE20240405 |