Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.129.211.190
    [SESS_TIME] => 1735063729
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 16231ded2b8b9e9768bfeb616f18f167
    [UNIQUE_KEY] => 6cd42840714ab2141475d3ecf273659e
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2024 год, номер 4

«Матрица идентичности»: философско-образовательный аспект осмысления общероссийского гражданского самосознания (Блок «Личность»)

Д.В. Полежаев
Волгоградская государственная академия последипломного образования, Волгоград, Россия
polezh@mail.ru
Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, ценностно-смысловые концепты, культурно-исторические константы, социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», блок «Личность», педагогический мониторинг, анкетирование
Страницы: 5-26

Аннотация

Введение. Работа посвящена актуальной для отечественного социально-гуманитарного знания и практической педагогической деятельности проблеме формирования общероссийской гражданской идентичности в сознании и поведении учащихся образовательных организаций. Представленная социолого-образовательная модель «Матрица идентичности» позволяет должным образом отслеживать уровень сформированности идентичности респондента. Методологической основой логики исследования феномена общероссийского гражданского самосознания является системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый предмет определяется как целостный феномен с соответствующими уровнями организации и динамикой. Обсуждение. Представлена социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», отбор структурно-содержательных элементов которой основан на нормативно-правовых документах и научной литературе. Философско-образовательный аспект исследования связан с практическим применением представляемой теоретической модели к повседневной практике образовательно-воспитательной работы школы. Исследование предлагается для осмысления научно-педагогическим сообществом общей структуры «Матрицы идентичности» с подразделением ее на модули, сегменты, блоки, концепты, каждый из которых заслуживает отдельного углубленного, в том числе прикладного, исследования. Заключение. Выделенные аналитически ценностно-смысловые концепты и культурно-исторические константы феномена идентичности отобраны из актуальной нормативно-правовой документации и научной литературы; могут быть рассмотрены как «необходимые» и «достаточные» для всесторонней характеристики идентификационной сформированности субъекта социальной жизни. Структурно-содержательное наполнение представленного в статье опросного листа одного из блоков «матрицы» дает представление о трехуровневом оценочном понимании исследовательских результатов, предоставляя возможность направленного их корректирования педагогом в ходе учебно-воспитательной деятельности в пространстве образовательных организаций. Представленные результаты продолжающегося исследования могут быть небезынтересны как в научно-теоретическом плане (например, в качестве философско-методологических основ аспектного осмысления феномена общероссийской гражданской идентичности), так и в практическом отношении, в рамках конкретной учебно-воспитательной деятельности педагогов современных российских образовательных организаций.

DOI: 10.15372/PHE20240401
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину