«Матрица идентичности»: философско-образовательный аспект осмысления общероссийского гражданского самосознания (Блок «Личность»)
Д.В. Полежаев
Волгоградская государственная академия последипломного образования, Волгоград, Россия polezh@mail.ru
Ключевые слова: общероссийская гражданская идентичность, ценностно-смысловые концепты, культурно-исторические константы, социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», блок «Личность», педагогический мониторинг, анкетирование
Страницы: 5-26
Аннотация
Введение. Работа посвящена актуальной для отечественного социально-гуманитарного знания и практической педагогической деятельности проблеме формирования общероссийской гражданской идентичности в сознании и поведении учащихся образовательных организаций. Представленная социолого-образовательная модель «Матрица идентичности» позволяет должным образом отслеживать уровень сформированности идентичности респондента. Методологической основой логики исследования феномена общероссийского гражданского самосознания является системный подход, в соответствии с которым рассматриваемый предмет определяется как целостный феномен с соответствующими уровнями организации и динамикой. Обсуждение. Представлена социолого-образовательная модель «Матрица идентичности», отбор структурно-содержательных элементов которой основан на нормативно-правовых документах и научной литературе. Философско-образовательный аспект исследования связан с практическим применением представляемой теоретической модели к повседневной практике образовательно-воспитательной работы школы. Исследование предлагается для осмысления научно-педагогическим сообществом общей структуры «Матрицы идентичности» с подразделением ее на модули, сегменты, блоки, концепты, каждый из которых заслуживает отдельного углубленного, в том числе прикладного, исследования. Заключение. Выделенные аналитически ценностно-смысловые концепты и культурно-исторические константы феномена идентичности отобраны из актуальной нормативно-правовой документации и научной литературы; могут быть рассмотрены как «необходимые» и «достаточные» для всесторонней характеристики идентификационной сформированности субъекта социальной жизни. Структурно-содержательное наполнение представленного в статье опросного листа одного из блоков «матрицы» дает представление о трехуровневом оценочном понимании исследовательских результатов, предоставляя возможность направленного их корректирования педагогом в ходе учебно-воспитательной деятельности в пространстве образовательных организаций. Представленные результаты продолжающегося исследования могут быть небезынтересны как в научно-теоретическом плане (например, в качестве философско-методологических основ аспектного осмысления феномена общероссийской гражданской идентичности), так и в практическом отношении, в рамках конкретной учебно-воспитательной деятельности педагогов современных российских образовательных организаций.
DOI: 10.15372/PHE20240401 |