Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2024 год, номер 3

Вторичное сиротство в структуре кризисных состояний современного института семьи

О.Б. Истомина
Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
olgaistomina@mail.ru
Ключевые слова: институт семьи, кризисные состояния семьи, деструктивная семья, вторичное сиротство, искажение родительского поведения, замещающая семья, адаптация приемного ребенка
Страницы: 113-129

Аннотация

Введение. Проблемы вторичного сиротства являются свидетельством кризисных состояний института семьи. Сложность детско-родительских отношений в замещающих семьях обусловлена разрушением традиционных императивов и позитивных моделей внутрисемейного взаимодействия. Искажение родительского поведения, неготовность и/или неспособность исполнения родительских обязанностей являются базовой причиной социального сиротства. Особые опасения ввиду масштабирования негативного опыта семейного общения и его перенесения в собственные семьи ребенком-сиротой вызывает вторичное сиротство, определенное как объект этого исследования. Методологическую основу исследования составили диалектический и системный методы-подходы, объясняющие факторы и последствия вторичного сиротства, механизмы их минимизации. Объект исследуется с позиций социально-философского и социально-педагогического анализа, которые позволяют провести комплексное исследование динамики детско-родительских отношений в замещающих семьях. Обсуждение. Представленная статистика сиротства в Иркутской области указывает на динамику социального сиротства, его факторы, не теряющие актуальности не только в региональном локусе, но и в общенациональной практике. Рассматриваются объективные и субъективные факторы приема ребенка в семью. Среди негативных последствий вторичного сиротства наибольшими рисками для последующих адаптации, социализации и инкультурации автор выделяет деструктивное эмоциональное состояние детей-сирот, их озлобленность, комплекс аутсайдера, сниженное психологическое и эмоциональное состояния, потерю доверия ко взрослому миру, агрессию во взаимодействии, различные девиации, в том числе делинквентное поведение. Обоснована важность комплексных программ обучения и поддержки принимающих семей, поддержки образовательного кластера в минимизации негативных последствий вторичного сиротства. Заключение фиксирует позицию о росте проблем в институте семьи, детско-родительских отношениях деструктивных семей и актуализации вопросов ресоциализации детей-сирот в замещающих семьях. Обосновывается необходимость ревитализации комплексной поддержки всех участников социализации ребенка в замещающей семье.

DOI: 10.15372/PHE20240308
EDN: DEMATI
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину