Общефилософский базис генезиса нормы инженерного образования
М.И. Алдошина, Г.В. Букалова
Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, Орёл, Россия maraldo57@mail.ru
Ключевые слова: инженерное образование, стандартизация, генезис, норма результата образования, образовательный стандарт
Страницы: 72-84
Аннотация
Введение. Законодательное обоснование и современное применение в широкой академической практике государственных стандартов высшего образования свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности относительно новой для отечественной инженерной школы культуры регулирования образовательной деятельности - культуры стандартизации. Это актуализирует проблему общефилософского анализа генезиса нормы инженерной подготовки, представляемого стандартом образования. Цель определения феноменологического понимания нормы и результата инженерного образования позволит установить механизм ее естественно-исторических предпосылок возникновения, а также закономерности функционирования и развития. Методология. Анализ генезиса нормы инженерного образования в аспекте стандартизации предполагает выделение способов взаимосвязи отношений феноменологии взаимоперехода «происхождение - формирование содержания нормы - прогнозируемая реализация нормы». Норма результата инженерного образования условно представляется как «линия пересечения» технической сферы производства, сферы высшего образования и социальной сферы. Этот подход обеспечивает выявление информационно-смысловых форм объективации нормы результата инженерной подготовки, подвергаемой стандартизации в сфере высшего образования. Обсуждение. Выявление феноменологического понимания нормы инженерного образования позволяет связать его с позициями стандартизации образования, выделяя черты особенного, единичного и всеобщего. Гносеологическая основа отличия «нормы» от «традиции» обусловливает необходимость дифференциации содержания образовательного стандарта как информационного носителя совокупности норм посредством формирования определенных нормативных систем. Формирование нормы инженерного образования определяет состав общественных потребностей и технико-технологический уровень профильной сферы производства. Выраженность обратной связи между нормой инженерного образования и производственно-социальными потребностями сферы производства в профильной подготовке студентов вуза влияет на проектирование образовательных стандартов. Заключение. Обращение к анализу генезиса стандартизации результата образования инженерного профиля обеспечивает возможность научно-обоснованной объективации ее структурного состава, создавая предпосылки для эффективного проектирования и реализации образовательного стандарта.
Наш сайт использует куки. Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности. Подробнее