УСЛОВИЯ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА В САРАНСКЕ ДО И ПОСЛЕ ЧЕМПИОНАТА МИРА ПО ФУТБОЛУ 2018 ГОДА
М.Е. Маркин, В.А. Вишнякова
Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва, Россия mmarkin@hse.ru
Ключевые слова: инфраструктура, институты, деловой климат, конкуренция, туристический бизнес, гостиничный бизнес, общественное питание, розничная торговля, спортивные мегасобытия
Страницы: 53-74
Аннотация
В статье поднимается вопрос о том, как проведение крупного спортивного состязания в относительно небольшом региональном центре меняет деловую среду для локального бизнеса. Эмпирическим примером выступает Саранск, который в 2018 г. стал одним из городов - организаторов чемпионата мира по футболу. Метод исследования заключается в статистическом анализе и контент-анализе углубленных интервью. Проведение этого спортивного мегасобытия привело к значительным инфраструктурным трансформациям территории, изменению правил ведения бизнеса и формированию конкурентной ситуации на местных рынках. Исследовательские интервью с предпринимателями и статистические данные демонстрируют, что сферам туризма, размещения и общественного питания удалось получить выгоду от визита многочисленных иностранных гостей. В то же время долгосрочные перспективы можно связать скорее с развитием внутреннего туризма, нежели с соответствующими потоками из-за рубежа. К наследию чемпионата мира по футболу относятся не только спортивные и прочие инфраструктурные объекты, но и ужесточение конкурентной среды для локального бизнеса. Особенно ярко это проявляется в сферах размещения и розничной торговли. В них местные предприниматели в последние годы вынуждены конкурировать и с федеральными, и с зарубежными компаниями, многие из которых вышли на рынки Мордовии в преддверии проведения в Саранске рассматриваемого спортивного мегасобытия.
DOI: 10.15372/REG20240303 |