Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 18.119.28.184
    [SESS_TIME] => 1722212563
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 0ee1f41a4363aa50c019b7193bfe7be1
    [UNIQUE_KEY] => d9d70b0fc843a180b20cf04fc46ee019
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

География и природные ресурсы

2018 год, номер 1

ПРОМЫШЛЕННОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Н. Н. КЛЮЕВ
Институт географии РАН, 119017, Москва, Старомонетный пер., 29, Россия
klyuev@igras.ru
Ключевые слова: промышленные и транспортные объекты, новое строительство, Россия, инвентаризация, кар то графирование, industrial and transport facilities, new construction, Russia, post-Soviet period, inventory, mapping
Страницы: 5-14

Аннотация

На основе инвентаризации реализованных инвестиционных проектов составлена мелкомасштабная карта, от ражающая основные черты промышленного и транспортного освоения территории постсоветской России. Выявлена исключительно высокая территориальная дифференциация промышленного строительства, выражающаяся прежде все го в его сверхконцентрации в Московском регионе, а также на северо-западе страны (Санкт-Петербург и Ленинград ская область). Северные и восточные районы страны отличаются очаговым промышленным освоением и доминировани ем добывающих предприятий. В Азиатской России масштабным промышленным строительством выделяются Кузбасс, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, но плотность освоения невелика. Во многих районах новые предприятия по специализации аналогичны экономическому профилю района. Выявляются признаки территориально производственного комплексирования предприятий в специфических условиях российского рынка. В но вых экономических условиях возникли новые отрасли и производства: разработка нефтегазовых ресурсов на шельфе Охотского, Каспийско го, Балтийского, Печорского и Черного морей; заводы по сжижению газа; автосборочные предприятия. Только четверть новых промышленных предприятий размещается в региональных столицах. Рассредоточение промышленности в преде лах отдельных регионов определяется высокой долей добывающих предприятий, формированием особых экономических зон вне региональных центров, низкой стоимостью земли и труда в малых городах и селах. Новая «деревенская» про мышленность имеет широкий спектр специализации и не ограничивается переработкой сельскохозяйственного сырья. При анализе структуры нового промышленного строительства не выявлено признаков его экологизации. 2/3 новых объектов относится к базовым, экологически «агрессивным» отраслям. Большинство вновь построенных объектов транспортной инфраструктуры ориентированы на обеспечение экспортных потребностей хозяйства страны, а не на усиление связности ее территории. Интенсивное строительство портов и трубопроводов ведет к концент рации ан тропогенной нагрузки на акватории и побережья, в особенности Балтийского, Черного и Азовского морей. Ито говая карта выявляет новые очаги и ареалы изменения природной среды, ее крупномасштабной трансформации.

DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2018-1(5-14)