ПРОМЫШЛЕННОЕ И ТРАНСПОРТНОЕ ОСВОЕНИЕ ТЕРРИТОРИИ РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
Н. Н. КЛЮЕВ
Институт географии РАН, 119017, Москва, Старомонетный пер., 29, Россия klyuev@igras.ru
Ключевые слова: промышленные и транспортные объекты, новое строительство, Россия, инвентаризация, кар то графирование, industrial and transport facilities, new construction, Russia, post-Soviet period, inventory, mapping
Страницы: 5-14
Аннотация
На основе инвентаризации реализованных инвестиционных проектов составлена мелкомасштабная карта, от ражающая основные черты промышленного и транспортного освоения территории постсоветской России. Выявлена исключительно высокая территориальная дифференциация промышленного строительства, выражающаяся прежде все го в его сверхконцентрации в Московском регионе, а также на северо-западе страны (Санкт-Петербург и Ленинград ская область). Северные и восточные районы страны отличаются очаговым промышленным освоением и доминировани ем добывающих предприятий. В Азиатской России масштабным промышленным строительством выделяются Кузбасс, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, но плотность освоения невелика. Во многих районах новые предприятия по специализации аналогичны экономическому профилю района. Выявляются признаки территориально производственного комплексирования предприятий в специфических условиях российского рынка. В но вых экономических условиях возникли новые отрасли и производства: разработка нефтегазовых ресурсов на шельфе Охотского, Каспийско го, Балтийского, Печорского и Черного морей; заводы по сжижению газа; автосборочные предприятия. Только четверть новых промышленных предприятий размещается в региональных столицах. Рассредоточение промышленности в преде лах отдельных регионов определяется высокой долей добывающих предприятий, формированием особых экономических зон вне региональных центров, низкой стоимостью земли и труда в малых городах и селах. Новая «деревенская» про мышленность имеет широкий спектр специализации и не ограничивается переработкой сельскохозяйственного сырья. При анализе структуры нового промышленного строительства не выявлено признаков его экологизации. 2/3 новых объектов относится к базовым, экологически «агрессивным» отраслям. Большинство вновь построенных объектов транспортной инфраструктуры ориентированы на обеспечение экспортных потребностей хозяйства страны, а не на усиление связности ее территории. Интенсивное строительство портов и трубопроводов ведет к концент рации ан тропогенной нагрузки на акватории и побережья, в особенности Балтийского, Черного и Азовского морей. Ито говая карта выявляет новые очаги и ареалы изменения природной среды, ее крупномасштабной трансформации.
DOI: 10.21782/GIPR0206-1619-2018-1(5-14) |