Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке
И.В. Козлова, В.В. Брюно
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Москва, Россия iraangarskaya@mail.ru
Ключевые слова: человеческое достоинство, образование, воспитание внутреннее достоинство, социальное достоинство, нравственность, индивидуальное, общественное
Страницы: 92-110
Аннотация
Введение. Достоинство затрагивает различные аспекты человеческого существования, поэтому актуальность проблемы его формирования в рамках системы образования является важным ресурсом повышения индивидуального самосознания. Для уточнения природы происхождения достоинства в статье рассматриваются основные теоретические подходы современных исследователей к проблеме понимания его сущностных характеристик, путей формирования и диалектики развития. Методология. Обзор литературных источников, посвященных формированию человеческого достоинства, основан на системном подходе, учитывающем единство субъективного, социального и антропологического. Обсуждение. Отталкиваясь от системного подхода определяются три исследовательских направления концептуализации человеческого достоинства: субъективное направление (рассматривает индивида как уникальный субъект жизнедеятельности всего общества, при этом его духовное наполнение понимается как фундаментальное качество); социальное направление (учитывает социально-культурную сущность человеческого бытия: человек с высоким чувством достоинства влияет на культуру в целом, на процветание своей нации и всего человечества); антропологическое направление (определяет человека с изначальным наделением достоинства, поскольку человек является представителем «Homo sapiens»). В статье также на примере теорий Д. Дьюи и Э. Фромма рассматривается тезис о значимости в формировании достоинства единства индивидуального и социального в образовательном процессе. Заключение. Обзор научной литературы по поднимаемой проблеме позволил сформулировать авторское определение понятия «человеческое достоинство», оценить роль образования в его формировании и наметить пути конструктивного осуществления этого процесса.
DOI: 10.15372/PHE20230107 EDN: AUCQZP
|