Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2023 год, номер 1

Достоинство как гармония индивидуального и социального в человеке

И.В. Козлова, В.В. Брюно
Федеральный научно-исследовательский социологический центр Российской академии наук, Москва, Россия
iraangarskaya@mail.ru
Ключевые слова: человеческое достоинство, образование, воспитание внутреннее достоинство, социальное достоинство, нравственность, индивидуальное, общественное
Страницы: 92-110

Аннотация

Введение. Достоинство затрагивает различные аспекты человеческого существования, поэтому актуальность проблемы его формирования в рамках системы образования является важным ресурсом повышения индивидуального самосознания. Для уточнения природы происхождения достоинства в статье рассматриваются основные теоретические подходы современных исследователей к проблеме понимания его сущностных характеристик, путей формирования и диалектики развития. Методология. Обзор литературных источников, посвященных формированию человеческого достоинства, основан на системном подходе, учитывающем единство субъективного, социального и антропологического. Обсуждение. Отталкиваясь от системного подхода определяются три исследовательских направления концептуализации человеческого достоинства: субъективное направление (рассматривает индивида как уникальный субъект жизнедеятельности всего общества, при этом его духовное наполнение понимается как фундаментальное качество); социальное направление (учитывает социально-культурную сущность человеческого бытия: человек с высоким чувством достоинства влияет на культуру в целом, на процветание своей нации и всего человечества); антропологическое направление (определяет человека с изначальным наделением достоинства, поскольку человек является представителем «Homo sapiens»). В статье также на примере теорий Д. Дьюи и Э. Фромма рассматривается тезис о значимости в формировании достоинства единства индивидуального и социального в образовательном процессе. Заключение. Обзор научной литературы по поднимаемой проблеме позволил сформулировать авторское определение понятия «человеческое достоинство», оценить роль образования в его формировании и наметить пути конструктивного осуществления этого процесса.

DOI: 10.15372/PHE20230107
EDN: AUCQZP