Адаптация учеников и студентов к современным требованиям самодидактики
А.В. Говорушенко, Л.Н. Кретова, И.В. Яковлева
"Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия govorushenkoaljona@mail.ru"
Ключевые слова: адаптация, самообразование, самодидактика, потребности, мотивация, ценности, ученики, студенты, преподаватели, учебный процесс
Страницы: 109-122
Аннотация
Введение. Переход от среднего к высшему образованию не является естественным шагом для многих первокурсников университетов. Существует значительная разница между обучением в школе, университете или колледже. Основной задачей высшего или специального учебного заведения является подготовка специалистов, способных адаптироваться к требованиям работодателя и достойно реагировать на непредсказуемые вызовы времени и потребности общества. Цели исследования - обнаружение проблемных обстоятельств в современных образовательных требованиях к разработке методологии в самообразовании/самодидактики; выявление причин социально-образовательной дезадаптации. Методология. В исследовании осуществлен обзор отечественных и зарубежных публикаций по проблемам адаптации к требованиям самообразования учеников и студентов; использована методология гуманитарной экспертизы опросников на выборке студентов/учеников и преподавателей/учителей по вопросам самодидактики; выявлены трудности адаптации к процессу самообразования в школе, колледже и вузе, а также рассмотрены возможности их преодоления. Обсуждение. В отечественных и зарубежных научно-педагогических публикациях в ходе исследования проблемы адаптации учащихся и студентов обращается внимание на отсутствие четкого понимания педагогами процессов самообразования/самодидактики. Разработано рабочее определение понятия «самодидактика». Анализ гуманитарной экспертизы опросников позволил обнаружить низкую степень адаптации к требованиям самодидактики в школе, специальном учебном заведении и вузе. Способность к изменениям и адаптации в профессиональной или социальной среде связана с разработкой педагогами методологии самодидактики для учеников и студентов. В заключении делается вывод о том, что в современной аксиосистеме образовательного пространства все более доминирует феномен «самодидактика», требующий от онтологии и аксиологии образования разработки новых гуманитарно-образовательных стратегий.
DOI: 10.15372/PHE20220408 |