Глобализация и интернационализация образования: аксиологический аспект
"М.С. Ашилова1, А.С. Бегалинов2, К.К. Бегалинова3"
"1Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана, Алматы, Казахстан madina.almatytv@mail.ru 2Международный университет информационных технологий, Алматы, Казахстан alibek557@rambler.ru 3Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Алматы, Казахстан kalima910@mail.ru"
Ключевые слова: глобализация, интернационализация, философия образования, аксиология, транснациональное взаимодействие, гуманизация, дистанционное образование, онлайн-образование
Страницы: 62-76
Аннотация
Введение. Развернувшаяся в эпоху глобализации информационная революция еще более обострила проблемы образования, заложив начало радикальным изменениям в образовательной системе, в ее ценностных основаниях. Какова сущность этих изменений? Относительно этого вопроса существует множество точек зрения, которые нашли отражение в статье. Глобализация носит характер американизации, усиливая доминанту Западной Европы в образовательной сфере. Интернационализация как оппонент глобализации ищет эффективные пути взаимовыгодного международного сотрудничества. Интернационализация и глобализация образования - разные понятия, несмотря на то что зачастую их употребляют в качестве синонимов. Разные они по своей сути, поскольку оба явления, приводя к большей взаимозависимости и взаимосвязи университетов, имеют разные цели и ценностные основания. Методологию исследования составляют общефилософские методы миросистемного сравнительного анализа в аксиологическом единстве исторического и современного. Обсуждение. Подчеркиваются различие между интернационализацией и глобализацией образовательной сферы, их взаимосвязь и принципиальные отличия. Сближение различных типов образования, в том числе восточного и западного, порождает смену национальных образовательных парадигм, формирование новой аксиосферы образовательного пространства. Заключение. Интернационализация образования может стать ответом на глобализацию в аспекте мягкого синтеза в национальных системах образования глобального и регионального, особенного и единичного, национального и мирового. Невозможно не учитывать глобальные проблемы, однако существует определенный синтез, который на основе поступательного развития создаст условия для формирования всеобщей образовательной аксиосферы.
DOI: 10.15372/PHE20220405 |