Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Array
(
    [SESS_AUTH] => Array
        (
            [POLICY] => Array
                (
                    [SESSION_TIMEOUT] => 24
                    [SESSION_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [MAX_STORE_NUM] => 10
                    [STORE_IP_MASK] => 0.0.0.0
                    [STORE_TIMEOUT] => 525600
                    [CHECKWORD_TIMEOUT] => 525600
                    [PASSWORD_LENGTH] => 6
                    [PASSWORD_UPPERCASE] => N
                    [PASSWORD_LOWERCASE] => N
                    [PASSWORD_DIGITS] => N
                    [PASSWORD_PUNCTUATION] => N
                    [LOGIN_ATTEMPTS] => 0
                    [PASSWORD_REQUIREMENTS] => Пароль должен быть не менее 6 символов длиной.
                )

        )

    [SESS_IP] => 3.145.164.47
    [SESS_TIME] => 1732188390
    [BX_SESSION_SIGN] => 9b3eeb12a31176bf2731c6c072271eb6
    [fixed_session_id] => 3bee7b678e10d30489ce61c55256a9f6
    [UNIQUE_KEY] => 9776d13265e584a66d55d769a255811d
    [BX_LOGIN_NEED_CAPTCHA_LOGIN] => Array
        (
            [LOGIN] => 
            [POLICY_ATTEMPTS] => 0
        )

)

Поиск по журналу

Философия образования

2022 год, номер 4

Образование на пути человечества к эгалитарному обществу. Часть 2. Миросистемная парадигма в сравнительном образовании и критической педагогике

А.А. Изгарская1, Е.А. Гордейчик2
1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
ekaterina_nsk@mail.ru
Ключевые слова: теория модернизации, неоинституциональная концепция мировой культуры, миросистемный подход, сравнительное образование, критическая педагогика
Страницы: 5-20

Аннотация

Введение. Теория модернизации, неоинституциональная концепция мировой культуры и миросистемный подход по-разному объясняют состояние современного мира и предлагают разные пути его изменения. В статье рассмотрены теоретико-методологические преимущества миросистемного подхода, а также то, как эти преимущества находят отражение в области сравнительного образования и критической педагогики. Методология. В качестве методологической основы использована идея парадигмального развития науки Т. Куна и идея И. Лакатоса о соизмеримости сформированных на основе парадигм эмпирических областей научно-исследовательских программ. Обсуждение. Миросистемный подход обладает бо́льшим эмпирическим полем в сравнении с конкурирующими парадигмами. Имеющаяся в миросистемном подходе онтология и теоретико-методологическая база позволяют в области сравнительного образования ставить вопросы, связанные с социальными конфликтами, неравенством и антисистемными процессами. В отличие от теории модернизации и неоинституциональной концепции мировой культуры миросистемный подход разрывает с европоцентризмом, что открывает новые перспективы для исследований развития систем образования с учетом их многообразия. Обращение сторонников миросистемного подхода к критической педагогике является последовательным переходом от решения теоретических проблем к практике образовательного процесса. Заключение. Проведенное сравнение трех парадигм является неполным и в перспективе может быть продолжено на основе методологии научно-исследовательских программ И. Лакатоса. Однако уже на этом этапе отчетливо видны преимущества миросистемной парадигмы и перспективы ее использования в области сравнительного образования. Авторы выражают надежду, что педагогические проекты критического миросистемного образования найдут широкую поддержку и у человечества появится возможность выбрать путь к менее репрессивной форме организации общества.

DOI: 10.15372/PHE20220401
Добавить в корзину
Товар добавлен в корзину