Искусство как средство патриотического воспитания: опыт философского осмысления в эпоху глобализации
Д.Н. Деменёв
Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, Магнитогорск, Россия denis-demenev@mail.ru
Ключевые слова: классическое искусство, contemporary art, глобализация, патриотическое воспитание, художественное образование, смыслообразы, идентичность
Страницы: 134-153
Аннотация
Введение. Одним из эффективных средств, способных повлиять на массовое сознание в деле патриотического воспитания, является искусство. В синтезе с философией искусство способно поднимать и решать вопросы о смысле жизни, достоинстве и предназначении человека. Патриотические смыслообразы обладают способностью трансформировать искусство из онтологически прекрасного в онтологически социальное. С целью обратить внимание и обсудить смыслообразы российского патриотизма разработана методология формирования патриотических смыслообразов российского общества и их соотношение с патриотическим воспитанием. Методология исследования строится на совокупности теоретических и эмпирических методов, которые являются своеобразным индикатором ценностных ориентаций социума. Обсуждение. Обзор научных работ по теме исследования, педагогический опыт, а также выставочная деятельность позволяют говорить о том, что приобщение к патриотическим ценностям средствами изобразительного искусства наиболее эффективно в младшем школьном возрасте. Чем старше становятся школьники, тем более определяющее значение приобретают «зрелищные» виды искусства (contemporary art, анимé, современные кинематограф и музыка). Последние встроены в общий глобальный механизм, мировую культуру, экономику и политику, которые зачастую детерминируют чуждое идеологическое содержание. Дискуссионными остаются позитивные и негативные вопросы глобализации, повсеместно растущий нигилизм и размывание духовно-нравственных устоев у молодежи. Заключение. Восприятие произведения искусства - это полноценный процесс изучения и осмысления истории Отечества и его культуры; процесс изучения и осмысления межкультурного взаимодействия и рефлексия по выстраиванию идентичности на основе культурно-конструктивного патриотизма как стержня национальной идеи. Патриотические смыслообразы встроены в российскую национальную идею, что в значительной степени активизируется искусством и современными технологиями (AR-гиды, цифровую живопись и др.). Потенциал искусства как средства патриотического воспитания максимально раскрывается в формировании смыслообразов на основе концепции «справедливого общества».
DOI: 10.15372/PHE20220109 |