Эмоциональное отражение действительности в содержании художественного творчества (ценностно-образовательный аспект)
И.В. Яковлева1, И.А. Кучинская2
1Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия uhova2005@mail.ru 2Детский сад № 45 "Лукошко", Новосибирск, Россия kuchinskaya.irina91@mail.ru
Ключевые слова: эмоции, ценности, эмоциональная жизнь человека, художественное творчество, ценность, эмоциональный капитал, эмоциональный интеллект, эмоциональные метафоры, эмоциональное отношение
Страницы: 103-118
Аннотация
Введение. Исследование ценностно-эмоционального отражения действительности - особая сфера аксиологии образования, потому что совмещает в себе множество материй эстетического, ментального, смысложизненного и мировоззренческого характера, требующих использования ресурсных возможностей эмоциональной жизни человека. Для выявления эмоционального потенциала художественных произведений, способствующих отражению ценностных смыслов с целью совершенствования основ зрительского восприятия, необходима опора на методологию ценностно-эмоционального отражения действительности, связанную с новыми философскими идеями и аксиологическим подходом к анализу первооснов духовного совершенства. Открытие новых пространств эмоциональных состояний зрителя организуется на основе методологии ценностно-ориентированного субъективизма. Обсуждение понятий «эмоциональный капитал», «эмоциональный интеллект», «эмоциональные метафоры» и «эмоциональное отношение» базируется на их эмоционально-познавательной способности, возвышающей духовный мир и обновляющий индивидуальный эмоциональный контент. Обсуждение. Обращение к художественному творчеству через эмоциональное отражение дает основание считать эмоциональную жизнь человека фундаментальным условием для становления эстетического мировосприятия и формирования художественного вкуса. Некоторые типы ригидных систем эмоционального отражения художественных произведений раскрывают несовершенство эмоциональных переживаний, поэтому выработка новых стратегий их развития включает привлечение дополнительных знаний о средствах самосовершенствования и способах организации эмоционального фона. Такие эмоционально-ориентированные составляющие, как наслаждение, волнение, восхищение, трепет, удивление, трогательность и др., становятся способами раскрытия нового ценностного отражения действительности в области эстетических переживаний. Заключение. Новизна статьи заключается в применении аксиологического подхода к организации художественного творчества в образовании, что позволяет рассматривать эмоциональный потенциал человека через систему жизнеутверждающих ценностей, определяя и формируя их как эмоциональные ресурсы. Статья может быть интересна всем, кто занимается проблемами профессиональной подготовки художников, дизайнеров, художников-педагогов.
DOI: 10.15372/PHE20220107 |