Человекоориентированный смысловой дискурс в теории и практике образования
Е.А. Авдеева1, М.В. Кочетков2,3
1Красноярский государственный медицинский университет им. профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого, Красноярск, Россия elena.avdeeva.60@bk.ru 2Заполярный государственный университет им. Н. М. Федоровского, Норильск, Россия m-kochetkov@yandex.ru 3Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
Ключевые слова: гуманизм, трансгуманизм, человек, образование, экология, духовность, цифровизация
Страницы: 87-102
Аннотация
Введение. Исследование духовной сущности человека сегодня перестало быть важным аспектом не только для материалов нормативных общественных и образовательных документов, но и для дискурса научных публикаций. Поэтому в обществе «теряется» образ человека в устоявшихся веками гуманистических традициях, сформированных системой образования. В качестве методологического основания гуманистических и антигуманистических тенденций рассматриваются принципы онтопедагогики в их человекоориентированных смысловых дискурсах и практике реализации устоявшихся подходов в образовании. Главный из них - экологизация проявления цифровизации общества и идеологии трансгуманизма, который приветствует эволюцию человека на основе трансформации его душевно-телесной сущности. Обсуждение посвящено современной социокультурной ситуации, которая все более способствует массовизации и люмпенизации, выхолащиванию духовных основ национальной культуры, стиранию родовой памяти, разрыву связи поколений и разрушению общечеловеческих ценностей. На этом фоне противостояние трансгуманизму с его идеологией стремления человека к своему бессмертию в цифровой среде возможно в том случае, если гуманизм распространит на философско-образовательную традицию свое понимание духовной организации человека как главенствующего интегрирующего стержня его сущности. В связи с этим актуален гуманистический принцип, опирающийся на диалог русского космизма с западным экзистенциализмом, способный привести к новому пониманию современного человека и становлению иной практики его образования, более соответствующей специфике российской ментальности. Заключение. Новое понимание экологичного бытия, соответствующего традиционной культуре, в условиях обостряющегося противоречия между гуманизмом и трансгуманизмом, экологией и цифровизацией, возможно при условии разработки принципов онтопедагогики, в которой интегрирующим стержнем станет духовность человека.
DOI: 10.15372/PHE20220106 |