Модернизация российского образования как следствие интеграционных процессов в евразийском социокультурном пространстве
М.А. Абрамова
Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия marika24@yandex.ru
Ключевые слова: трансформация института образования, евразийское образовательное пространство, Россия, теория баланса сил, концепт "мягкой силы", постсоветское пространство, интеграционные процессы, интернационализация
Страницы: 72-86
Аннотация
Введение. Обращение к проблеме трансформации образования как социального института в России обусловлено, с одной стороны, длительностью происходящих процессов, в том числе под влиянием международных соглашений, с другой - потребностью в сохранении суверенитета и защите национальных интересов. Постоянство институциональных изменений, влекущее аксиологический кризис и установление приоритетности наднациональных задач, актуализирует постановку вопроса о существующих тенденциях в изменениях и роли влияния интеграционных процессов в евразийском социокультурном пространстве на современный процесс трансформации российского образования как социального института. Методология. Автор рассматривает процесс трансформации образования на основе ретроспективного анализа, в том числе динамики изменений в Законе «Об образовании РФ», теории баланса сил, акцентируя внимание на применении концепта «мягкой силы». Обсуждение. Выделены основные тенденции трансформации образования как социального института, показаны как отрицательные, так и положительные стороны этого процесса в сопоставлении с другими странами. Обосновано смещение институциональных изменений с решения локальных задач на участие в международном поле. Заключение. Трансформация образования как социального института в России, осуществляющаяся уже около тридцати лет, обусловливает, с одной стороны, пересмотр старых политических и культурных оснований, с другой - формирование новых. В совокупности противоречивый процесс трансформации образования, несмотря на выявление конфликтов между старым и новым, предполагает нахождение новых оснований для гармонизации и адаптации российского образования к международным интеграционным вызовам. В данном контексте для России является весьма актуальным не только встроиться в эти процессы, но и сохранить свою культурно-историческую специфику. Одним из важнейших моментов, обусловливающих сохранение образованием роли инструмента «мягкой силы», является использование его как основы для диалога между странами, позволяющего снизить уровень конфликтности, сохранить и восполнить человеческий потенциал, а также найти новые основания для взаимодействия.
DOI: 10.15372/PHE20220105 |