Образование и общество: тренд в новую конфигурацию отношений
В.Г. Пузиков1,2
1Омский государственный педагогический университет, Омск, Россия puzikov@omgpu.ru 2Омская гуманитарная академия, Омск, Россия
Ключевые слова: общество и образование, теория и практика, наука и производство, новая конфигурация отношений
Страницы: 59-71
Аннотация
Введение. Российское образование и общество предпринимают попытки совместного движения в принципиально новую по форме и содержанию конфигурацию отношений. Образование как структурный элемент системы под названием «общество» обладает всеми признаками этой системы. Между тем, если рассматривать общество и образование, то, во-первых, их системная связь, если и не утрачена полностью, то носит прерывный характер. Во-вторых, образование и общество все еще не имеют синхронных проектных программ, а следовательно, у них нет ориентиров для совместного развития. То, что происходит в образовании и обществе зависит не только от ошибок, допускаемых каждым из субъектов этого тандема, но и от обоюдных системных ошибок. В качестве методологической основы исследования отношений в тандеме «образование - общество» используются системный и деятельностный подходы. Полагается, что современное общество как система развивающихся вширь и вглубь взаимодействующих социальных форм объединения людей (групп, общностей, институтов) возникает в качестве новой структурированной целостности. Обсуждение. На новом этапе развития тандема «образование - общество» в их отношениях зафиксированы факты противоречий. В связи с этим предлагается определить точки их сопряжения и роста, условия и формы сотрудничества; переформатировать системные комбинации взаимодействия ступеней института образования с другими социальными институтами; сконструировать новую конфигурацию отношений образования и общества. Заключение. Изменения в конфигурации отношений тандема «образование - общество» создают условия: а) для перехода от состояния «системного стресса» к устойчивому развитию; б) для формирования новых связей и отношений между доминирующими субъектами общества; в) для разработки стратегии опережающего развития России.
DOI: 10.15372/PHE20220104 |