Ключевые концепты в современных исследованиях образовательного идеала
И.А. Фурса
Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь, Минск, Беларусь fursa-irina@yandex.ru
Ключевые слова: образовательный идеал, концепт, философия образования, автономия, критическое мышление, рациональность, понимание
Страницы: 5-22
Аннотация
Введение. Рассматриваются представления о концептах, составляющих смысловое содержание образовательного идеала. Целью исследования является экспликация ключевых исследовательских традиций в осмыслении природы и содержания образовательного идеала, получивших развитие преимущественно в зарубежной философии образования как в последние десятилетия, так и на более ранних этапах ее становления. Методология работы задается рамками изученных теоретических работ; основана на использовании компаративного и аналитических методов интерпретации дискурсов, выраженных в сопоставлении ракурсов исследования образовательного идеала. Обсуждение. Изучение исследовательских программ философии образования в их преломлении в поиске оснований образовательного идеала позволило выделить корпус предпосылок, являющихся базисными для создания образовательного абсолюта в современной социокультурной ситуации. Осуществлена оценка границ применимости представленных концептов, обозначены проблемы и противоречия, связанные с их использованием в социальной практике (на примере школьного образования). Заключение. На основе анализа исследовательского материала показано, что при содержательных различиях разработанных методологий философии образования существует относительно стабильный корпус ключевых концептов (автономия, понимание, рациональность, критичность и др.) в исследованиях образовательного идеала. Этот корпус отражает примат эпистемических добродетелей, являющихся результатом выбора из исключающих друг друга ценностных альтернатив. Эвристический потенциал разработки концептов образовательного идеала значим для понимания фундаментальных оснований современного образования, а также для разработки методического инструментария конструирования образовательных программ стратегического и тактического назначения.
DOI: 10.15372/PHE20220101 |