Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 4

Интерсубъективность как субстанциональная основа социальной коммуникации

М.А. Петров, А.В. Голдаева
"Сибирский федеральный университет, Красноярск, Россия
mipet@yandex.ru"
Ключевые слова: интерсубъективность, социальное взаимодействие, социальная коммуникация, процесс познания, отношения «Я-Другой», понимание, оценочные данные, благонадежность, доверие и консенсус
Страницы: 165-176

Аннотация

Введение. В ситуации межсубъектного взаимодействия индивиды погружаются в разветвленное поле оценки себя, других, себя другими и других самими собой как фактора, влияющего на специфику коммуникации и сценарий выполнения коммуникативных задач. Общность смыслов, развивающихся в среде отношений «Я-Другой», детерминирует поливариантные аспекты социальной интеракции, что возводит интерсубъективность в степень фундаментальной характеристики межсубъектного взаимодействия. Цели настоящей работы - выявление интерсубъективных структур в механизме организации социальной коммуникации и рассмотрение их роли в этом процессе. Методология. Объектом исследования выступает интерсубъективный аспект социальной коммуникации, а предметом исследования является процесс его экспликации во взаимодействии индивидов. Ключевой методологический ориентир настоящей работы представляют методы социально-философского анализа концепций основоположника феномена интерсубъективности Э. Гуссерля и современного западного исследователя К. Лерера. Обсуждение. В ходе исследования эксплицируется вопрос о роли и функциональном значении интерсубъективности в межсубъектном взаимодействии. Охарактеризована общая модель реализации социальной интеракции в практической плоскости и выявлено, что ее основания восходят к интерсубъективным структурам. Показано, что основами социальной интеракции выступают доверие и консенсус, позволяющие индивидам по мере развития и углубления их связей обогащать первично наличествующее знание друг о друге, исходящее из личных оценочных установок, и трансформировать поведенческие стратегии. Эти теоретические заключения очерчивают модель реализации субъект-субъектного взаимодействия в современном образовательном процессе и значимы для его изучения. Заключение. Наличие интерсубъективных структур в механизме организации социальной коммуникации обеспечивает конституирование общих смыслов сознаниями субъектов в среде отношений «Я-Другой», в отсутствии которых невозможна реализация межсубъектного сообщения, что означает невозможность процесса социального взаимодействия.

DOI: 10.15372/PHE20210407