Издательство СО РАН

Издательство СО РАН

Адрес Издательства СО РАН: Россия, 630090, а/я 187
Новосибирск, Морской пр., 2

soran2.gif

Baner_Nauka_Sibiri.jpg


Яндекс.Метрика

Поиск по журналу

Философия образования

2021 год, номер 4

Неравенство в современном образовании: миросистемный подход

"А.А. Изгарская1, Е.А. Гордейчик2"
"1Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск, Россия
aizgarskaya@gmail.com
2Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия
ekaterina_nsk@mail.ru"
Ключевые слова: миросистема, глобальное неравенство, образовательное неравенство, универсализация образования, коммерциализация образования, информатизация образования
Страницы: 19-38

Аннотация

Введение. Статья посвящена анализу проблем неравенства в современном образовании с позиции миросистемного подхода. Связь образовательного неравенства с неравенством обществ в структуре «ядро - полупериферия - периферия» раскрыта на основе характеристик образовательного неравенства и стратегии преодоления неравенства в образовании в рамках миросистемной парадигмы критической педагогики. Методология. В качестве теоретико-методологического основания исследования использована концепция подъема и упадка гегемонии в миросистеме И. Валлерстайна, а также идеи представителей миросистемной парадигмы в сравнительном образовании и критической педагогике (Р. Ф. Арнова, М. М. Клементса, Т. Гриффитса, Л. Кнежевич, М. Деметра, К. Т. Хейнса). На основе миросистемного подхода систематизированы идеи об образовательном неравенстве ряда представителей сравнительного образования: Ф. Альтбаха, М. Карнойя, Э. Вэлча, Р. Флэча, Х. Зинна, Д. Маседо. Обсуждение. Изменения системы образования общества, интегрируемого в миросистему посредством специализации его экономики, соответствуют конкретным трансформациям, которые вызывает в обществе распространяемая глобальным гегемоном инновация. По мере расширения миросистемы накапливаются противоречия и в полупериферийной области, появляются центры, способные в борьбе за равенство позиций бросить вызов существующему порядку. Геополитическое противостояние государства господствующему в миросистеме порядку приводит к качественным изменениям в системе образования подконтрольного ему общества. Заключение. Ценности и характер отношений в системе образования соответствуют характеру политического режима и уровню включенности общества в миросистему. На современном этапе образовательное неравенство обнаруживает связи с процессами универсализации, коммерциализации, информатизации образования, а также с проблемами внедрения декларируемой ядром идеологии равенства «меньшинств» в культуры периферийных обществ. Результаты исследования могут стать теоретическим основанием для интерпретации процессов, обусловливающих образовательное неравенство в современной России.

DOI: 10.15372/PHE20210402