НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А.И. Евдокимова, Н.А. Евдокимов
"Саратовский государственный медицинский университет имени В. И. Разумовского, Саратов, Россия nikolayevdokimov@yandex.ru"
Ключевые слова: высшее медицинское образование, непрерывное образование, профессиональное самоопределение, самообразование, профессиональный ресурс
Страницы: 41-52
Аннотация
Введение. В статье рассматривается феномен профессионального самоопределения обучающихся медицинского вуза в условиях непрерывного образования. Авторская точка зрения основана на убеждении в том, что будущие врачи, обучающиеся в медицинских вузах, осознают значимость выбранной ими профессии и не ограничиваются только получением знаний в образовательной среде, а самостоятельно осваивают систему знаний, необходимых в профессиональной деятельности, демонстрируя трудолюбие и работоспособность. В этой связи ключевым фактором востребованности будущего врача в обществе становится процесс непрерывного медицинского образования, некоторые аспекты которого рассматриваются в настоящей статье. Социально-педагогическое исследование проводится с целью решения проблемы профессионального самоопределения среди студентов-первокурсников и ординаторов первого года обучения Саратовского государственного медицинского университета авторами. Методология и методика исследования основаны на следующих диагностических материалах: «Профориентационные методики в процессе выбора профессии» (В. М. Самохина), методика «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская) и методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов). Анализ результатов исследования осуществлен с помощью социально-педагогических подходов к пониманию «профессионального самоопределения», «трудоспособности и направленности на самообразование» и феномена профессионального ресурса. Результаты исследования. Респондентами педагогического исследования выступили обучающиеся Саратовского ГМУ имени В. И. Разумовского. В эксперименте участвовало 123 ординатора первого года обучения и 66 студентов первого курса специальности «Педиатрия». В ходе исследования установлено, что уровни трудолюбия и работоспособности у обучающихся различаются: студенты первого курса медицинского вуза показали уровень ниже, чем ординаторы первого года обучения. Это объясняется тем, что большая часть ординаторов работает врачами, их трудолюбие востребовано и используется в непрерывном медицинском образовании, в отличие от первокурсников, которые не имеют опыта в профессиональной деятельности. В этой связи трудолюбие в авторской трактовке соотносится с элементами самомотивации в медицинской деятельности. Результаты исследования способности к самообразованию обучающихся позволяют говорить о положительной динамике в среде выпускников медицинского вуза, например, у ординаторов наблюдается рост (выявлен значительно высокий уровень). Несмотря на то что у первокурсников этот показатель ниже, находится в пределах уровней выше среднего и высоком, но также свидетельствует об их мотивированности к самообразованию и, соответственно, к освоению профессии. Выявленный факт объясняется тем, что объемы информации, которые студенты должны усваивать, поступают к ним не только через систему образования, но и в процессе самостоятельного обучения как способа освоения системы знаний, необходимых будущему врачу. Заключение. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что залог профессионального роста обучающихся разных курсов медицинского вуза заключается в наличии у них уже имеющегося определенного потенциала, что подтверждается опытным путем и обнаруживается у студентов первого курса медицинского университета. В процессе дальнейшего обучения в образовательной среде медицинского вуза этот потенциал увеличивается, что эмпирически выявлено у ординаторов первого года обучения. Результаты исследования дают возможность говорить о феномене «профессионального ресурса» будущих медицинских работников и даже рассматривать эту ресурсность в качестве профилактики профессионального выгорания будущих врачей. В том же ключе паритет трудоспособности и направленности на самообразование составляет вектор успешности профессионального роста и деятельности обучающихся медицинских вузов.
DOI: 10.15372/PHE20210203 |