О КОММУНИКАТИВНО-ПРОДУКТИВНОМ МЕТОДЕ ОБУЧЕНИЯ
Ю.В. Ванцев
Частное общеобразовательное учреждение школа «Эврика», Самара, Россия gorov63@mail.ru
Ключевые слова: коммуникация в школе, коммуникативная дидактика, концепция общества Н. Лумана, открытое содержание обучения, коммуникативно-продуктивный метод обучения
Страницы: 104-127
Аннотация
Введение. Междисциплинарный анализ коммуникативных школьных практик, проведенный с применением теории коммуникации Н. Лумана, позволяет диагностировать блокирование публичной школьной коммуникации как один из системных кодов общего образования. Этот код используется для поддержания в состоянии безотказной работоспособности статусно-ролевой и предметно-центрированной систем школьного обучения и воспитания. Фиктивность самоидентификации личности и социальной интеграции, а также репродуктивный характер учебной деятельности обусловлены постоянными срывами коммуникации и отсутствием доступа к источнику самостоятельности ученика. Этот источник «находится» не во внутренних «структурах личности» (психическая система), а в коммуникации (социальная система), которая устанавливается лишь тогда, когда обнаруживает в сознании членов школьного сообщества благоприятную среду обитания. Методология и методика исследования. В ходе исследования осуществлены теоретическая разработка междисциплинарного контекста проблемы и поиск новых структурных связей между индивидуальным сознанием и коммуникацией (как селекцией информации, ее сообщения и понимания). Условия, защищающие коммуникацию, были обнаружены и гарантированно воссоздаются благодаря многолетнему наблюдению за учениками, коммуницирующими в рамках специальных форм. Эти формы соответствуют теоретической модели идеальной речевой ситуации Ю. Хабермаса и концепции коммуникации Н. Лумана. Результаты исследования. В психологическом плане определяется тождество страха говорить, страха самостоятельно действовать и страха творить. В плане лингвопрагматики свободный диалог требует равенства шансов на высказывание, критику, тематизацию мнений, самовыражение и управление ходом обсуждения, что обеспечивается формальными правилами и их строгим соблюдением всеми участниками. «Естественные» преимущества взрослых (возраст, информированность, опыт и более высокий социальный статус) обязывают их добровольно отказаться от привилегий, дающих им преимущество в дискурсе с учениками, которые из-за заведомо ущемленной позиции предпочитают не коммуницировать с взрослыми в публичной школьной ситуации. Теоретический анализ дидактического контекста эксперимента привел к интересным результатам. Выявлен новый вид содержания образования - социальное содержание. Его открытая (заранее неизвестная педагогу) часть производится коммуникацией. В статье очерчиваются основные особенности нового коммуникативно-продуктивного метода обучения, который может быть использован как на уроке, так и во внеурочной деятельности. Заключение. Статья ставит ряд новых конкретных вопросов и намечает разнонаправленные междисциплинарные исследования в области философии образования, психологии, социальной психологии (психологии коммуникации), теории образовательных систем и дидактики коммуникации.
DOI: 10.15372/PHE20210107 |