"ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ" КАК СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ ДИСЦИПЛИНА В ПОДГОТОВКЕ ИНЖЕНЕРА
К.В. Щурин1,2
1Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск, Беларусь tteng@mail.ru 2Московский государственный областной технологический университет, Минск, Беларусь
Ключевые слова: инженер, технический прогресс, техносфера, коэволюция, синергия, метафизика процесса, инженерное образование
Страницы: 87-103
Аннотация
Введение. Постоянно возрастающий объем специальной информации в техносфере и усиливающийся дефицит времени на освоение программ высшего образования обусловливают необходимость повышения избирательности при назначении номенклатуры и объема социально-гуманитарных дисциплин вариативного блока в учебных программах технико-технологических направлений. Номенклатура и содержание таких дисциплин должны быть гармонизированы с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, мотивируя обучающихся к самостоятельному творческому применению полученных знаний. Методология и методика исследования основаны на применении системно-синергетического подхода к анализу и прогнозированию оптимального пути технического прогресса как взаимно интегрированных принципов философского рационализма, экзистенциализма и метафизики. Результаты исследования. Наличие в образовании ряда дидактических фильтров препятствует адекватному восприятию человеком объективной реальности и созданию оптимальной техносферы. Технически ориентированное мировоззрение обусловливает расширенное применение методов логики и метафизики процесса. Современный инженер на уровне подсознания должен обладать умением распознавать и отсеивать неприемлемые варианты решений, своевременно выявляя и учитывая объективные ограничения и локальные требования. Системообразующей дисциплиной в инженерных образовательных программах должна стать «Философия техники», анализирующая многофакторную траекторию технического прогресса и энергично участвующая в формировании оптимальных направлений его развития. Формируясь как дисциплина-катализатор при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, «Философия техники» становится одновременно базовой в блоке «Инженерная философия техники» - «Гуманитарная философия техники» - «Основы инженерного творчества» - «Инноватика». Заключение. «Философия техники» как системная дисциплина стала полноправной частью учебного процесса в сфере высшего технического образования многих высокоразвитых стран. Сформированный и апробированный нами комплекс дисциплин на основе «Философии техники», информационная и дидактическая эффективность которого подтверждена позитивной практикой применения, рекомендуется к внедрению в образовательные программы подготовки специалистов, магистров, аспирантов наукоемких технико-технологических направлений.
DOI: 10.15372/PHE20210106 |